Пожар – одно из самых страшных бедствий для человека. В разное время пожары уничтожали целые города и уносили тысячи жизней. Памятуя об этом, люди предпринимают беспрецедентные усилия для предотвращения, локализации и ликвидации возгораний, где бы они не происходили. Создаваемая же для этого спецтехника порой вызывает удивление даже у специалистов, особенно если дело касается размера.
Маленькая и маневренная
Оснащение и размеры пожарной машины зависят не от прихоти инженеров, а исключительно от текущих потребностей. Технику приспосабливают к определённым условиям, делая её наиболее эффективной, поэтому её внешний вид может разительно отличаться от общепринятых понятий и стереотипов.
Один из ярких тому примеров – пожарная машина от Opel. Её оборудовали в подразделении Opel Special Vehicles, в качестве основы послужил электрокар Rocks-e. Причём по какой-то причине была выбрана не коммерческая версия, а пассажирская.
Машина предназначена для пожарной бригады из города Рюссельхайм, которая на текущий момент отвечает за безопасность на территории промзоны.
Хоть автомобиль и не будет использоваться для непосредственного тушения пожаров, он сможет быстро доставить персонал к месту возгорания. Opel Rocks-e – это компактный сити-кар с небольшими размерами, изначально предназначенный для городских поездок. Предполагается, что его небольшие размеры позволят проехать по узким улочкам, минуя все пробки и преграды, чтобы как можно быстрее добраться к месту назначения.
Оборудование этой «пожарной машины» сводится к проблесковым маячкам и средству связи. В ней даже нет специального контейнера для хранения инструмента и оборудования: в компакт-каре в стандартном исполнении нет дополнительного свободного места.
Ещё меньше?
Межу тем, несмотря на свои небольшие размеры, Opel Rocks-e не является самой маленькой пожарной машиной, тем более что она не умеет тушить пожары. На это звание скорее претендует гусеничный дрон Thermite, разработанный компанией Howe and Howe Technologies, которая занимается созданием техники для работы в экстремальных ситуациях.
Этого беспилотного пожарника собрали на основе шасси минимашины, ранее разработанной в военных целях. Дрон на гусеничном ходу с габаритами 1,9х0,9х0,14 метра и массой 750 килограмм не требует большого пространства для манёвра и может использоваться в условиях, опасных для жизни человека. Управление им осуществляется дистанционно, максимальное расстояние при этом составляет 400 метров.
Стандартная конфигурация предполагает тушение пожара только водой, для использования пены необходима установка дополнительного оборудования. Вода при этом подаётся через пожарный рукав, а производительность помпы составляет 2200 литров в минуту.
Дрон изготовили из термостойких сплавов на основе стали и алюминия, а в действие он приводится при помощи дизельного мотора мощностью 25 лошадиных сил.
Большие и мощные
В большинстве своём этот вид спецтехники весьма далёк от любого представления о миниатюрности. Тушить пожары приходится в самых разных условиях, поэтому основными отличительными качествами пожарных машин остаются мощное шасси и способность везти большой объём воды. Правда, в некоторых случаях эти качества выражаются в крайне гипертрофированном виде.
BUFFALO extreme Super Heavy Duty Rescue Truck 33.000 – это огромная пожарная машина, которая претендует на звание самой большой в мире, по крайней мере, среди специализированных. Её предназначение – работа в экстремальных условиях вдали от источников воды. Разработчики постарались создать транспортное средство, имеющее возможность проехать по любой местности и перевезти при этом огромную цистерну.
Экипаж BUFFALO extreme может за один раз взять с собой 33 кубометра воды. Насосы пожарной машины создают давление до 10 бар и подают воду в количестве до 6500 литров в минуту.
Полноприводный трёхосный грузовик оснащается дизельным турбированным двигателем V8 объёмом 16 литров, мощностью 571 лошадей и крутящим моментом 2700 Нм.
Бассейн на колёсах
Тем не менее, даже это не является рекордом, особенно, если принять во внимание спецтехнику, адаптированную для нужд пожарных. Тем периодически приходится сталкиваться с большими трудностями во время тушения масштабных возгораний, когда ёмкости обычных цистерн не хватает. Поэтому периодически возникают экстремальные версии пожарных машин.
Предком одной из таких машин стал поливооросительный БелАЗ. В 2015 году его использовали для тушения большого пожара в торговом центре в Междуреченске, а потом переоснастили в помощь пожарной части.
Его самое большое преимущество – огромный запас воды. В цистерну помещается целых 60 кубометров, что позволяет сосредоточиться на ликвидации пожара и не думать о пополнении стремительно пустеющей ёмкости.
БелАЗ оснастили мощными насосами и лафетом, из которого можно заливать водой пожар с расстояния 50 метров. Машину оборудовали дополнительным баком, в него помещается тонна пенообразователя. Конечно, она получилась несколько великоватой, раз в 15 больше стандартной, зато с её помощью можно спасать дорогостоящую технику и здания.
Создаваемая человеком спецтехника обладает удивительным внешним видом и возможностями.