Человеку всегда было свойственно чувство соперничества, которое побуждало его к экстраординарным, а то и к безумным поступкам. Причём некоторые из поставленных рекордов абсолютно бессмысленны, а их реализация требует колоссальных усилий многочисленных специалистов и ещё большего числа обычных волонтёров. Один из ярких тому примеров – самый длинный поезд в мире, способный в полной мере выполнять свои прямые функции.
Историческое место
В Швейцарских Альпах находится интересное место – курортный город St Moritz, расположившийся на высоте 1800 метров. Город всегда имел репутацию места отдыха для богатых и знаменитых, а в 1928 году здесь прошли вторые зимние Олимпийские игры, что навсегда внесло населённый пункт в мировую историю. Тем не менее кому-то из местных властей или предпринимателей пришло в голову, что о небольшом городке с населением меньше 5 тысяч человек давно не было слышно. Поэтому было решено отпраздновать 175-летний юбилей швейцарской железной дороги, организовав масштабное событие – железнодорожный пробег самого длинного поезда в истории.
Организацией мероприятия занималась Ретийская железная дорога (Rhaetische Bahn) в сотрудничестве с компанией Stadler, швейцарским производителем поездов, а проводить его собирались в St Moritz, на местной железной дороге. При этом техническое исполнение задуманного само по себе является крайне сложным, но из-за места проведения, ж/д линии Альбула, ситуация стала ещё хуже.
Ширина железнодорожных путей здесь составляет всего 1 метр, и это сильно снижает устойчивость вагонов, особенно на поворотах. К тому же 25-километровый участок дороги расположен в живописном месте и проходит по виадуку Ландвассер, а перепад высоты на нём между начальной и конечной точками составляет 789 метров. На всём протяжении пути железная дорога изобилует резкими поворотами и крутыми уклонами, проходит через 48 мостов над глубокими долинами и сквозь 22 тоннеля. В таких условиях уровень сложности исполнения задуманного вырастает сверх всяких разумных пределов.
Самый длинный поезд
Подготовка масштабного мероприятия заняла несколько месяцев, поскольку нужно было не только подготовить очень длинный состав, но и протестировать его работоспособность. Конечно, никто не занимался созданием с нуля нового поезда с едва сошедшими с конвейера вагонами. Вместо этого инженеры состыковали между собой 25 электропоездов «Козерог», любезно предоставленных производителем. Железнодорожный состав из 100 вагонов имел рекордную длину 1906 метров и весил 2990 тонн.
Над созданием огромного поезда работал 21 техник. Им пришлось не только соединить между собой электропоезда механически, но и протянуть через них не один километр кабелей, необходимых для объединения 25 систем в единую структуру. Только так можно было контролировать движение каждой части состава, синхронизируя при этом скорость, ускорение и работу тормозной системы. Возникла необходимость также в установке переговорного устройства, поскольку поезд часто находился в тоннелях, и связь в этом время пропадала.
Помимо всего прочего, инженерам пришлось перепрограммировать входящие в этот состав поезда, так как возникли серьёзные опасения, что он может вызвать перегрузку питающей энергосистемы. В железнодорожных составах «Козерог» встроены механизмы рекуперации, во время каждого торможения они вырабатывают электроэнергию и отдают её обратно в питающую электросеть. Скорость движения поезда пришлось ограничить на уровне 35 км/ч, поскольку появилась реальная угроза перегрузки, столь большим мог оказаться выдаваемый при торможении ток.
Первые испытания прошли не без проблем и их попросту отменили, поскольку семь машинистов не смогли связаться друг с другом, а системы локомотивов отказывались синхронизироваться. Тем не менее 25-километровая поездка состоялась 29 октября 2022 года. На неё потребовалось около часа, при этом всё движение по железнодорожной линии Альбула приостановили на 12 часов.
Конструкция современных поездов разительно отличается от привычной. Некоторые из них даже переводят на водородные топливные ячейки.