Серийное производство советского танка Т-34 началось в 1940 году, и это было по-настоящему историческое решение. Впоследствии этот танк оказал сильное влияние на ход войны и ещё «при жизни» стал настоящей легендой. За всё время о Т-34 накопилось очень много историй, а с его созданием и эксплуатацией связаны несколько интересных фактов.
T-34 – самый массовый танк
Золотая мечта конструкторов-танкоделов – создать лучший в мире танк. Требований к нему всего три: танк должен быть простым, надёжным и дешёвым в производстве. Правда, требования эти взаимоисключающие, но советским специалистам из Харьковского конструкторского бюро машиностроения сделать это всё-таки удалось. Конструкцию Т-34 упростили настолько, насколько это было вообще возможно, сохранив при этом все его эксплуатационные качества, что само по себе было непосильной задачей.
Фактически этот танк могли собирать при любом состоянии производства, даже в условиях лютого дефицита материалов, под бомбёжкой и при отсутствии квалифицированных кадров. Этим могли заниматься даже те, кто раньше вообще не стоял у станка, что впоследствии и пришлось делать. По сравнению с другими разработками, цена производства танка Т-34 была очень низкой, поэтому их можно было штамповать не десятками, а сотнями и тысячами. Конечно, они ломались, но немалую часть поломок можно было устранить в полевых условиях, хоть и далеко не все. Выпускался Т-34 вплоть по 1948 год, а всего было собрано около 61 тысячи штук.
Отражение в немецком танкостроении
Практически вся информация о копировании немцами танка Т-34, гуляющая по глобальной сети, мягко говоря, не отвечает действительности. Конечно, немецкие конструкторы тщательно изучали трофейные танки, но большая часть использовавшихся в танках технических решений была им давно известна. В частности, в их распоряжении были проекты более совершенных дизельных двигателей, уже воплощённых в металле. К тому же для них не стало новостью использование наклонной брони. У немецких конструкторов была собственная стратегия в развитии танков, и они её стойко придерживались.
Впрочем, образцы советских танков были разобраны не просто так, кое-какие уроки всё же немецкие специалисты вынесли. В частности, танковую башню стали делать по-другому, и её обновлённую конструкцию использовали в разработке танков разных классов, и лёгких, и тяжёлых.
У Т-34 была уникальная модификация
Как и у любого другого танка, у Т-34 были свои ограничения, определяемые могуществом 76-миллиметрового орудия. Конечно, оно было достаточно эффективным, но здесь всё определялось расстоянием и степенью бронирования бронетехники противника. Было более чем очевидно, что немецкие танки в самом ближайшем будущем получат улучшенную защиту, и это не самым лучшим образом скажется на ситуации на поле боя. По этой причине уже на старте производства Т-34 военное командование стало задумываться о модернизации его орудия.
Для усовершенствования танка решили использовать только принятую на вооружение артиллерийскую установку ЗИС-2. Она разрабатывалась как раз для борьбы с танками и показывала отличные результаты. Противотанковое орудие имело калибр 57 миллиметров. Как оказалось впоследствии, пушка обладала настолько большой мощностью, что в момент принятия её на вооружение ей не нашлось достойных противников. Список разработанных для неё боеприпасов был довольно длинным, и среди них числились калиберные и подкалиберные бронебойные снаряды, а дальность её работы составляла до 2000 метров в зависимости от использованного боеприпаса и уклона.
Пушку модернизировали для установки на танк Т-34 и в 1941 году выпустили небольшую их партию для проведения испытаний. Самым большим визуальным танка отличием стал более тонкий и очень длинный ствол. Вот только запустить крупносерийное производство не успели, началась Великая Отечественная война. В том же 1941 году все опытные танки были уничтожены в боях. Сейчас их называют Т-34-57, но использование такого индекса – это современная практика. Изначально экспериментальный танк назывался просто Т-34.
Т-34 был далеко не идеальным
Несмотря на многочисленные хвалебные оды, этот танк, как и любая другая техника, был весьма далёк от идеала и имел много недостатков. С ними приходилось мириться и искать компромиссы, чтобы можно было эффективно использовать его на поле боя. К примеру, одним из серьёзных недостатков был чрезвычайно плохой обзор, и экипаж не мог видеть всю картину на поле боя. Впрочем, мелких технических проблем тоже было хоть отбавляй. Использованные в этом танке технологии на тот момент не успели отработать, они оказались откровенно сырыми и причиняли много неприятностей.
Согласно документально зафиксированным отчётам об испытаниях, в башне было очень тесно, в неё едва помещалось только два танкиста, и на одного из них сваливалось очень много работы. Ему приходилось отвечать за наводку орудия, выполнять функции командира танка, а особо невезучим — ещё и командира подразделения. В таких условиях эффективно выполнять боевую задачу было сложно. В ходе одного из этапов испытаний Т-34 сравнивали с немецким средним танком Pz.Kpfw III, и целый ряд параметров был далеко не в пользу первого. К примеру, советская разработка оказалась более шумной и имела не такую хорошую подвеску.
Производственные победы
С началом Великой Отечественной войны стране пришлось в срочном порядке становиться на военные рельсы и строить новые производственные мощности. Выпуск новых танков стал едва ли не первоочередной задачей, но имеющиеся заводы не могли справиться с резко возросшей потребностью. Мирные производства перепрофилировали под военные нужды, и Челябинский тракторный завод был перестроен под выпуск танков. Учитывая, что было поставлено на карту, все работы по переоборудованию были завершены в рекордные сроки, на этот процесс ушёл всего лишь месяц. Набрав обороты, завод смог ежедневно выпускать до 25 танков.
Одной из интересных особенностей танка Т-34 была башня. Во время её конструирования специалисты постарались ликвидировать самую большую проблему с защитой – стыки между бронелистами. Какой бы прочной ни была броневая сталь, сварные соединения рано или поздно не выдерживали и разрушались. Даже если бронелисты выдерживали попадание снаряда, сварные швы подвергались повышенной нагрузке и теряли прочность, а их разрушение становилось лишь вопросом времени. Чтобы обойти эту проблему, конструкторы придумали изготавливать башню не из отдельных частей, а отливать её всю сразу. Таким образом, она представляла собой одну сплошную деталь, а её прочность намного увеличилась.
Сошедшие с конвейера танки Т-34 сразу же отправлялись на поле боя. Здесь не было места для тщательных проверок или испытаний, вся собранная техника как можно скорее отправлялась на фронт, и часто роль механика-водителя выполнял кто-нибудь из местных сотрудников.
Старые танки Т-34 использовались не только во время Великой Отечественной войны, но и после неё. Их закапывали в землю и превращали в линию береговой обороны.