Неудачные автомобили – довольно частое явление. Несмотря на все усилия производителей и огромную подготовительную работу, не все машины получаются удачными. Одна из них – индийская Tata Nano. На неё возлагали большие надежды и прочили ей большую популярность и у себя на родине, и за рубежом, а получился настоящий провал.
Недорогое спасение
История знает немало случаев, когда недорогой автомобиль, доступный широким массам, в буквальном смысле спасал производителя от разорения. В основном это были маленькие, дешёвые и маломощные машины, цена которых максимально снижалась за счёт упрощённой конструкции и совсем крошечного двигателя. Яркий тому пример – Volkswagen «Жук». Его выпуск запланировали ещё до начала Второй мировой войны, а производство запустили только в 1946 году, после поражения нацистской Германии. В то время Германия находилась в руинах, а местные жители, хоть и нуждались в средствах передвижения, но не могли себе позволить покупку автомобиля. Здесь и пришёл на помощь «Жук», экономичный и с до безобразия простой конструкцией. Впрочем, несмотря на минувшие десятилетия, проблема доступных массовому покупателю автомобилей не стала менее актуальной. Взять, к примеру, Индию.
Индия никогда не была особенно богатой. В стране с настолько огромным населением бедность уже стала чем-то вроде непреходящего стихийного бедствия. В не столь далёком прошлом личный автомобиль здесь считался большой роскошью, а изменить эту ситуацию вознамерился Ратан Тата. Член влиятельной семьи, бизнесмен и богатый инвестор к тому времени (а это была вторая половина 2000-х годов) стоял во главе Тата Group, в состав которой входило множество компаний, включая и зарубежные, к примеру, Jaguar Land Rover.
Он каждый день мог видеть ситуацию на местных дорогах, когда водителям в любую погоду приходилось пользоваться дешёвыми скутерами, и хотел хоть чем-то им помочь. Благо, прецедентов было много, и за долгую автомобильную историю было выпущено немало простых и дешёвых машин, которые по своей сути представляли собой всего лишь мотороллер с совсем крошечным двигателем и кабиной. Ратан Тата решил поступить точно так же – создать очень простой автомобиль, доступный большинству покупателей.
Nano-технологии в действии
Ратан Тата собрался сделать очень простую, как ему казалось, вещь: сделать мотороллер четырёхколёсным, поставить на него кузов, а потом продавать «автомобильчик» по смешной цене. Причём как в Индии, так и за рубежом. Своим инженерам из Tata Motors он дал непростое задание. Он хотел получить автомобиль, обладающий совершенно противоречивыми качествами: простой и ремонтопригодной конструкцией, приличной надёжностью, экономичным двигателем и низкой ценой. Самое интересное, что это должен был быть полноценный автомобиль, а не просто мопед с крышей, он даже собирался наделить его подобающими опциями, к примеру, печкой, магнитолой и стереосистемой.
Самое интересное, что ему это вполне удалось. В Нью-Дели, в рамках прошедшего в 2008 году автосалона был продемонстрирован сверхкомпактный автомобиль Tata Nano. При длине всего 3,1 метра, он имел снаряжённую массу 5800-600 килограмм, поэтому ему не требовался слишком уж мощный двигатель. Он имел заднеприводную и заднемоторную компоновку, а в движение приводился 2-цилиндровым мотором объёмом 624 кубических сантиметра и мощностью всего лишь 33 лошадиных силы. Его максимальная скорость составляла примерно 100 км/ч.
Tata Nano был чем-то неуловимо похож на «Запорожец». Его конструкция была чрезвычайно простой, для отделки использовались самые дешёвые материалы, но при этом надёжность оказалась на высоте, поскольку в Nano было практически нечему ломаться. Дизайнеры обеспечили машине современный внешний вид и жизнерадостный окрас, а благодаря нескольким конструкторским решениям в салоне было на удивление просторно. В нём помешалось четыре человека, причём сзади были полноценные места. Правда, у Tata Nano было несколько интересных особенностей, которые, среди прочего, и привели автомобиль к краху.
Автомобиль, да не тот
К выпуску Nano производитель тщательно готовился, анализировал рынок и строил автомобиль в соответствии с нуждами потенциальных покупателей. Правда, всё пошло немного не по плану. Так уж исторически сложилось, что в Индии большая часть водителей воспринимали автомобиль исключительно в виде седана, а то, что предлагали в Тата, походило на него меньше всего. Это была весьма странная на вид машина, непривычная и по местным стандартам не очень красивая. К тому же хэтчбеком её тоже нельзя было назвать, поскольку она оказалась четырёхдверной, на пятую дверь не было даже намёка.
Задняя часть представляла собой монолитный блок, поэтому об объёмном багажнике и складывающихся задних сиденьях нельзя было даже мечтать. Попасть к двигателю можно было исключительно из салона, если отодвинуть сиденья и открыть технологический люк, что само по себе было не очень удобным.
Хоть цена Tata Nano и была существенно ниже, чем у любого другого автомобиля, но всем привычный скутер по-прежнему был куда дешевле. К тому же, несмотря на чрезвычайно малый объём двигателя, он оказался весьма прожорливым и каждую сотню километров съедал 5 литров топлива. Полноценного автомобиля в базовой комплектации тоже не вышло. За 2500 американских долларов можно было купить машину без единой опции, всё остальное предлагалось в более дорогих конфигурациях: противотуманные фары, кондиционер, тканевая обивка сидений, усилитель тормозов, обогреватель и прочие удобства. Их цена, разумеется, была гораздо выше.
Впрочем, если не особенно придираться, то автомобиль получился интересным. Даже рослому человеку в него удобно садиться, коленями никто и никуда не упирается, салон весьма просторный, головой подвирать потолок тоже не приходиться. Сиденья, хоть и неважного качества, можно считать удобными, руль отлично поворачивается даже без усилителя, а обзорности могут позавидовать владельцы куда более дорогих автомобилей.
Впрочем, Nano-машину это не спасло. Сложно выделить какую-то одну причину провала, скорее, здесь сложилось всё вместе. Даже в первый год выпуска объём продаж не дотянул до планового, а потом он начал стремительно падать. Непривычный и странный автомобиль индийцам пришёлся не по душе. Несмотря на все прилагаемые усилия, ситуацию исправить не удалось, и в 2018 году производство было остановлено.
Когда-то Volkswagen «Жук» стал одним из самых популярных и недорогих автомобилей, а сейчас китайская компания запустила в производство его электрический клон.