Имена больших автомобильных брендов знакомы во всём мире и имеют множество поклонников, оценивших все достоинства техники их производства. Между тем некоторые из них в какой-то период своей истории выпускали не только гражданские машины, но и военную технику.
Танк General Motors XM1
В начале 1970-х годов Соединённые Штаты задумались о создании нового основного танка, поскольку предыдущий уже технически и морально устарел. Для выбора лучшего производителя провели тендер, а для участия в нём выбрали две компании, General Motors и Chrysler. Компании в 1976 году представили конструктивно похожие друг на друга прототипы XM1, которые оснащались одинаковым основным орудием M68 калибра 105 миллиметров. Из них было бы тяжело сделать выбор, но свою роль сыграла силовая установка.
General Motors фактически представила XM1, эволюцию ранее предоставленного на доработку проекта с инновационной дизельной силовой установкой, а также с гидравлической и торсионной подвеской. Современный «Абрамс» на его основе выглядел бы совсем по-другому и не имел бы массы технически проблем, но судьи выбрали прототип «Крайслера». Их прельстила силовая установка на основе газотурбинного двигателя, более экономичная и тихая. В итоге о разработке General Motors попросту забыли.
Бронетранспортёр Iveco SuperAV Land
Базирующаяся в Италии автомобилестроительная компании специализируется на выпуске коммерческой техники, но работает и в военной сфере. Не так давно, в 2021 году производитель представил на выставке в Абу-Даби свою новую разработку, бронетранспортёр SuperAV Land. Опытный образец построен на шасси 8х8 и предназначен исключительно для передвижения по суше. Фактически это сухопутный вариант бронетранспортёра SuperAV, которым оснастили морскую пехоту США.
Большой опыт эксплуатации предыдущей амфибии позволил устранить массу недостатков и разработать версию, предназначенную для передвижения по мягкому грунту. Машина получилась более короткой, она рассчитана на 8 человек вместо 13, а значительная экономия веса позволила усилить бронирование. 26-тонный бронетранспортёр может нести полезный груз 4 тонны и оснащается турбодизелем мощностью 700 лошадиных сил.
Бронемобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»
Камский автомобильный завод разработал и выпустил много военной техники разного назначения, «Выстрел» (БПМ-97) – лишь один из видов продукции. Работу над ним начали в 1996 году, а уже в 1997 представили готовый прототип. Фактически это универсальная бронированная машина, которую можно использовать вместе с многочисленными боевыми модулями, к примеру, с крупнокалиберным пулемётом, миномётом, 30-миллиметровой пушкой, ЗРК и прочими, а также в качестве санитарной машины, эвакуационного, патрульного, разведывательного и командного автомобиля. БПМ-97 нашли применение даже на гражданке для службы инкассации, перевозки взрывчатых веществ и особо ценных грузов.
Не обошлось и без эксцессов. Экспортные образцы, которые ушли в Азербайджан и Казахстан, показали общую ненадёжность конструкции и большое количество довольно серьёзных поломок. Машину доработали, оптимизировали конструкцию и производство, а потом приняли на вооружение в Погранслужбу. В основе бронеавтомобиля лежит несущий сварной корпус, он оснащается лёгким бронированием, днищем V-образной формы для защиты от мин, собственной отопительной установкой и системой фильтрации воздуха.
Бронемобиль ГАЗ-3937 «Водник»
Специалисты Горьковского автомобильного завода тоже создали немало техники для военных. К примеру, их авторству принадлежит ГАЗ-3937 «Водник», который с 2005 по 2013 год состоял на вооружении ВС РФ и был заменён «Тиграми». Особенным бронированием он не обладал, да ему и не нужно это было, зато он мог похвастаться модульной конструкцией. Предполагалось, что при необходимости его конструкцию можно было менять даже в полевых условиях, меняя один модуль на другой, оперативно превращая хозяйственную машину в боевую. Этого никто, конечно, не делал, но подобная возможность послужила созданию многочисленных модификаций.
Своей конструкцией ГАЗ-3937 «Водник» был похож на БТР, к примеру, он тоже имел колёса с системой подкачки, но были и уникальные решения. Именно на этот бронемобиль впервые начали монтировать пуленепробиваемые многослойные стёкла, заменив ими бронещитки с узкими подслеповатыми окошками. Назначений у «Водника» было много, благо 26 сменных модулей позволяли построить из него практически что угодно. На нём перевозили личный состав, различные грузы, боеприпасы и навешивали многочисленное вооружение.
Бронетранспортёр Type 6614
Итальянский производитель Fiat тоже принимал участие в разработке военной техники. Вместе с компанией Oto Melara он занимался созданием бронетранспортёра Type 6614. Специалисты Oto Melara занимались вооружением, а Fiat разрабатывал ходовую часть, силовую установку и корпус. Его активно использовала полиция и карабинеры.
Цельносварной корпус бронетранспортёра Type 6614 защищал лишь от осколков и стрелкового оружия и оснащался тремя перископами, которые обеспечивали угол обзора 200 градусов. Внутри помещалось 10 человек, из вооружения штатно устанавливался пулемёт M2 HB калибром 12,7 мм. Основной модификацией был бронетранспортёр, но выпускались и другие, например, санитарная или командирская машина.
Бывшим военным машинам в мирной жизни находится много применений, например, в Великобритании владелец списанного БТР решил использовать его в качестве такси.