Сухогрузы, наливные танкеры, баржи, морские лайнеры, катера и военные корабли. По большей части, именно этим ограничиваются познания о кораблях большей части людей, но кроме них существуют и более интересные суда. Они обладают экзотическим внешним видом, а некоторые из них имеют столь же удивительное предназначение.
Ныряющий корабль RP FLIP
Морские исследовательские работы никогда не останавливаются, и в особых случаях для этого строят специальные корабли, обладающие уникальными качествами. Так, в начале 1960-х годов американскому управлению военно-морских исследований понадобился корабль для изысканий. С его помощью собирались изучить теплообмен между толщей морской воды и атмосферой, взаимодействие между слоями воды на разной глубине, особенности распространения сейсмических волн и звука. В частности, по результатам исследований собирались составить карту распространения морских шумов. Конечно, всё это было не просто интереса ради, впоследствии полученные результаты широко использовались в том числе и во время строительства подводных лодок.
Поскольку данные для исследований собирались получать на разной глубине, инженеры не нашли лучшего решения, чем затопить судно и превратить его в некое подобие подводной лодки. Для этого в одном конце корабля оборудовали жилое пространство для экипажа, длиной оно составляло всего около 20 метров. Всё остальное место, а длина судна была равна 108 метрам, отдали под размещение различного научного оборудования. Двигательную установку решили не ставить, поскольку та создавала бы помехи для оборудования, а до места работы корабль доставлялся при помощи буксира. Назвали его RP FLIP по принципу его действия.
Как только корабль доставляли к месту назначения, его заполняли водой за исключением места, предназначенного для экипажа. RP FLIP постепенно принимал вертикальное положение и больше напоминал поплавок, а над водой оставалась лишь небольшая его часть. При этом интерьер жилой части был переделан таким образом, чтобы им можно было пользоваться в любом положении, даже когда стены становятся полом.
Эхолот Ramform Hyperion
Помимо исследования морских глубин, большое значение имеет разведка морского дна. Она жизненно необходима тем, кто занимается строительными работами или прокладкой кабеля. В обычных условиях разведка дна отнимает огромное количество сил, времени и денег, особенно если речь идёт о большой глубине. Эту проблему призваны решить сейсмографические суда Ramform. «Гиперион» — последнее из них, оно было спущено на воду в 2017 году и является самым современным в своём классе.
Размеры сейсмографического корабля крайне велики: при длине немногим более ста метров, его ширина составляет 70 метров, и при этом формой он чем-то неуловимо напоминает утюг. Столь экзотическая форма была выбрана не случайно. Согласно расчётам конструкторов, это должно было снизить посторонние шумы от двигателей и работающих механизмов, повысив таким образом точность измерений и снизив погрешности.
Самая интересная деталь во всём корабле – это его антенны. Для того чтобы исследовать морское дно, он использует 24 троса, покрытых сейсмографическими датчиками. Во время исследований они разматываются с бобин и тянутся за кораблём, не пересекаясь и не спутываясь, а покрываемая ими площадь составляет 12 квадратных километров. На первый взгляд они кажутся легковесными, но в сумме их масса превышает 200 тонн. Вся собираемая с их помощью информация обрабатывается и используется для составления сейсмологических карт.
Морской грузовик Blue Marlin
Перемещение больших грузов вызывает проблемы и на суше, и на море. Для негабарита трудно подобрать транспорт, его сложно грузить, а сама перевозка является сплошной головной болью. Впрочем, инженерный гений и для этих случаев сумел создать нечто особенное и уникальное. К примеру, для перевозки морских буровых платформ разработали полупогружной грузовой корабль. Определение «полупогружной» означает, что для погрузочно-разгрузочных работ корабль может быть частично затоплен, чтобы облегчить доступ к палубе.
Этого добились, регулируя плавучесть судна, а после погружения над водой остаётся только передняя часть, где размещается мостик, а также две задние надстройки. На огромной грузовой площадке может поместиться практически всё что угодно, поскольку её изначально предназначали для чрезвычайно больших буровых платформ. На ней можно даже зафиксировать целый корабль.
Скорость передвижения «Голубого марлина» невелика, она составляет всего 14,5 узлов (около 27 км/ч), что неудивительно с настолько большими и тяжёлыми грузами. Длина судна составляет 217 метров, а площадь погрузочной площадки – более семи квадратных километров.
Автоматический паром Falco
В не таком далёком прошлом компания Rolls-Royce испытывала серьёзные финансовые трудности, но после продажи и реорганизации её дела пошли в гору. Теперь она занимается не только выпуском дорогих автомобилей, но и ведёт разработки в других направлениях. Одно из них – исследования в области беспилотных систем. После долгих разработок производитель в 2018 году создал совместное предприятие с финской компанией Finferries, а целью была разработка автономного судна. В него Rolls-Royce собирался вложить собственные беспилотные технологии.
В конце того же 2018 года совместное предприятие представило очень необычный паром Falco, который работал целиком автономно. Его управлением занимался искусственный интеллект совместно с навигационной системой. Оператору всего лишь требовалось установить точку прибытия и определить маршрут следования, после чего автоматика брала управление на себя.
Используя радары и внешние датчики, паром Falco легко находил препятствия на своём пути и корректировал маршрут с их учётом. При этом он использовал навигационные карты, чтобы случайно не наткнуться на отмель или остров. Паром длиной чуть более 50 метров курсировал между побережьем и одним из островов.