В попытках решить всем известные и порядком надоевшие проблемы, автопроизводители иногда создают очень интересные проекты. Правда, очень часто случается так, что излишняя концептуальность не идёт на пользу: несмотря на вполне очевидные преимущества, созданный автомобиль имеет очень спорную практическую ценность. К таким можно отнести и автобус Ikarus для аэропорта.
Интересная идея
С момента появления пассажирских авиаперевозок их популярность постоянно растёт, а инженеры стараются сделать их более комфортными. Между тем некоторые моменты всегда остаются неизменными, например, пассажирам приходится ждать прибытия самолёта не в самых удобных и комфортных условиях. Именно об этом подумали специалисты автопроизводителя Ikarus, задумавшие и здесь улучшить жизнь путешественникам.
Так родилась идея создания автобуса, который будет везти пассажиров в аэропорт прямо из номера гостиницы. Первым автобусом стал Ikarus 692.01, созданный в 1983 году. В его основе лежала четырёхосная платформа, хотя остаётся неясным, почему использовалась именно такая конструкция. Можно лишь предположить, что инженеры пытались уменьшить диаметр колёс, чтобы максимально использовать внутренний объём автобуса.
Сам Ikarus 692.01 состоял из двух этажей: на втором этаже размещались пассажиры, а первый служил багажным отделением. Предполагалось, что погрузка пассажиров и багажа будет происходить одновременно. Вещи пассажиров должны были выгружать с первого этажа в то время, пока они по выдвижному трапу переходят в самолёт.
Пассажирский трап сделали очень оригинально – в него просто превратили переднюю часть автобуса. Вся конструкция представляла собой многосекционный телескопический тоннель, а приводился он в рабочее положение при помощи гидравлического привода. Передняя часть трапа была сделана по форме борта самолёта и плотно к нему прилегала, когда трап поднимался на гидроцилиндрах к входным дверям.
Правда, из-за небольших колёс автобус вел себя на дороге нестабильно, поэтому в 1985 году создали его улучшенную версию, Ikarus 695.01. Это уже был составной автобус, он мог вместить в себя 110 человек (в предыдущем — 72), что больше подходило для современных самолётов с увеличившейся вместимостью салона. Тележка его была трёхосной, а колёса – привычного большого диаметра, поэтому устойчивость Ikarus увеличилась.
Несмотря на перспективы такой идеи, автобус оказался невостребованным в силу некоторых причин. Прежде всего, людям всё равно приходилось ехать в аэропорт, чтобы покупать билеты. К тому же, заставить всех пассажиров ехать из аэропорта в гостиницу или наоборот практически невозможно. Проект был очень интересным, но совершенно бесполезным для применения в реальной жизни.
На основе первоначальной версии попытались сделать перронный автобус для работы на лётном поле Ikarus 692.03, но даже в таком виде он не нашёл применения. В итоге после показа на выставке автобус отправился ржаветь в отстойник.
Порой необычным автобусам находят совершенно безумное применение. Например, классический двухэтажный автобус принимал участие в гонках вместе с болидом Формулы-1 и истребителем времён Второй мировой войны.