Подчиняясь современным экологическим требованиям, судостроители разрабатывают свои методы перехода к использованию более экологичных силовых установок. Компания Swiss Sustainable Yachts из Швейцарии, использовав собственный подход к решению проблемы, разработала полностью электрическую яхту, в основе которой лежит использование смешанной силовой установки.
Водород и батареи против солярки
В качестве источника питания для электрических двигателей сейчас используются аккумуляторные батареи или водородные топливные ячейки. Солнечные панели большая часть производителей вообще не принимает в расчёт ввиду их низкой продуктивности. Польза обоих источников энергии вызывает большие сомнения, когда речь заходит о водных видах транспорта. Батареи здесь не подходят, поскольку в соотношении веса и энергоёмкости последняя сильно проигрывает. Ситуация с водородом гораздо лучше, но его количество вызывает серьёзные опасения в плане безопасности.
Ограниченность современных технологий пока не позволила найти приемлемого решения. Конечно, существуют проекты, где в дополнение к батарейному блоку, рассчитанному на сравнительно небольшие расстояния, добавляется биодизельный генератор. Правда, назвать такой способ передвижения экологически чистым нельзя, поскольку большую часть биодизельного топлива всё равно составляет солярка. Как ни крути, а с энергоёмкостью ископаемого топлива в двигателе внутреннего сгорания поспорить очень сложно, поэтому полноценной замены ДВС на судах разных типов до сих пор не существует. Хотя имеются весьма интересные проекты, например, электрическая яхта Aquon One от Swiss Sustainable Yachts.
Сверхсовременная яхта
Производитель позиционирует яхту Aquon One, как лучшее транспортное средство для путешествий и отдыха. Дизайнеры и инженеры постарались создать хорошие условия на борту, избрав для этого компоновку, чем-то напоминающую дом на колёсах. По периметру вместо небольших окошек сделали панорамное остекление, корабельную кают-компанию заменили на уютную гостиную.
От гостиной отделили обеденную зону, оборудованную большим столом и удобными креслами. Она больше напоминает обычную столовую, а не помещение на судне. На открытой верхней палубе имеется лаундж с баром, грилем и большим количеством свободного места. На самой нижней оборудовали спальни – для экипажа, хозяйскую и гостевую. Тут же расположили санузел и ванные комнаты.
Яхта Aquon One оборудована аналогично умному дому, здесь нашли своё место многочисленные электронные системы, которые помогают создать комфортные условия и приспособить их к нуждам владельца. В распоряжении владельца будет огромное количество разнообразной бытовой техники, более привычной где-нибудь в комфортабельной квартире или частном доме. Здесь есть стиральная и посудомоечная машины, холодильник, кофемашина и многое другое.
Двигательная установка
Яхта выполнена в виде катамарана, а её двигатели заслуживают отдельного упоминания. Прежде всего, в движение её приводит исключительно электричество: судно оборудовано двумя электродвигателями по 134 лошадиные силы каждый. Инженеры посчитали, что ни одна энергетическая установка не сможет обеспечить достаточную степень автономности, поэтому они создали смешанную. Всё оборудование вместе с электромоторами обеспечивают энергией водородные топливные элементы, а топливо для них хранится в специальном резервуаре высокого давления. По словам разработчиков, энергоёмкость резервуара превышает показатели аналогичной аккумуляторной установки в 100 раз. В дополнение к топливным ячейкам на борту имеется небольшой литий-ионный аккумулятор, предназначенный для создания кратковременной большой нагрузки. Поскольку водород рано или поздно всё равно закончится, инженеры позаботились о наличии бесконечного его источника.
По их словам, длительность плавания катамарана может быть неограниченной. Для этого на борту собрали установку для электролиза воды, она выделяет свободный газообразный водород, который потом запасается в резервуаре. В действие установку приводит электричество, получаемое от солнечных батарей, расположенных на крыше судна. Их площадь составляет 64 квадратных метра. Правда, недостаточная производительность установки по получению водорода заставит капитана снизить скорость с 15 км/ч до 11 км/ч. Так получаемое количество водорода будет перекрывать его трату, да и то в ясную солнечную погоду, когда батареи смогут выдать максимум мощности. Стоимость яхты с настолько неоднозначной силовой установкой будет составлять 6 миллионов долларов. Спуск на воду первого судна планируется на 2023 год.
https://youtu.be/Mill3ONZ1og
Водный транспорт постепенно переводят на электрическую платформу, а некоторые уже успели отправиться в первое длительное плавание.