Водородные самолёты с дальностью полета 2000 км: Прорыв в авиации или очередной стартап?

Едва ли не каждый день, как грибы после дождя, появляются смелые и весьма экзотические проекты, одним же из последних стал самолёт CEO Jet. Он построен на основе водородной силовой установки, не выбрасывает никаких вредных веществ в атмосферу и обладает радиусом действия около 2 тысяч километров. Правда, существует он только в виде электронного концепта, и, кроме расчётных показателей и макета салона, ничего реального в водородном самолёте нет.

Альтернатива

Несмотря на повсеместные попытки внедрения электрических силовых установок, самолётостроение по-прежнему топчется на одном месте. Самолёты до сих пор строятся на основе реактивных двигателей, которые жрут керосин и выбрасывают в атмосферу сотни тонн углекислого газа. Вот только современные технологии пока что не позволяют создать полноценный самолёт на батарейках, уж слишком много энергии необходимо для полёта. Единственное, чего удалось достичь, так это построить небольшой аккумуляторный самолёт, способный продержаться в воздухе некоторое время. Впрочем, была ещё одна альтернатива – водородные топливные элементы.

Топливные элементы изначально разрабатывались для использования в космосе, а теперь вовсю применяются для постройки дорогих «зелёных» автомобилей. В качестве топлива они используют водород и атмосферный кислород, которые реагируют между собой и в качестве побочного продукта выделяют электричество. До недавнего времени создание на их основе мощных источников энергии представлялось невозможным, но разработчики уже преодолели этот предел и могут, пока что только теоретически, обеспечить водородной электрической энергией большой транспортный самолёт. Такие проекты уже находятся в работе, но до создания полноценной энергетической авиационной установки пока что далеко.

Как бы то ни было, но эта технология очень перспективна и не даёт покоя многим. С одной стороны, можно сократить выбросы в атмосферу до минимально возможного уровня, с другой же, экономия на одном только топливе очень большая. При должной расторопности первые разработчики воздушного транспорта на водородных топливных элементах могут заработать целое состояние. По всей видимости, именно так и думали в Sirius Aviation, когда представляли свой проект водородного самолёта.

Водородно-электрический транспорт

В середине января 2024 года специалисты Sirius Aviation показали прототип силовой установки на водородных топливных элементах, предназначенную для использования в лёгкой авиации. Предполагается, что на её основе будут строить компактные пассажирские самолёты для богатых и очень богатых покупателей. Эдакие бизнес-джеты на водородном топливе. К тому же было заявлено участие ещё нескольких компаний: BMW Designworks, которая будет отвечать за дизайн самолёта и его интерьеры, Alfleth Engineering AG, Sauber Group и ALD Group. Если участие BMW Designworks ещё можно как-то понять, то остальные немного не вписываются в профиль.

Sauber Group известна разработкой гоночных болидов, ALD Group занимается созданием электронных сигарет и таких товаров, как ингаляторы, а Alfleth Engineering AG вообще специализируются на металлообработке. По всей видимости, речь идёт лишь об инвестициях, даже сейчас Sirius Aviation всячески старается завлечь вкладчиков. К тому же это не полноценная компания, а всего лишь стартап. Его работа напрямую зависит, во-первых, от количества вложенных сторонних денег, а во-вторых, от успеха на первых этапах: если продукт заинтересует покупателя, то будут работать дальше, а если нет, то закроются и постараются продать сделанные разработки подороже. Во главе стартапа стоит некий украинец Алексей Попов. Согласно имеющейся информации, он занимал руководящую должность на самолётостроительном предприятии.

В начале лета 2024 года в рамках выставки MOVE Expo стартап презентовал концепт лёгкого самолёта CEO Jet, основанного на водородно-электрической силовой установке. Правда, энергетическую установку так и не показали, по словам представителя стартапа, её успели сделать только на 70%. Фактически стартап ограничился лишь демонстрацией электронного дизайнерского проекта. Сам проект получился очень необычным, в нём и помимо энергетической установки есть на что посмотреть. Прежде всего, вместо стандартной пары пропеллеров используются 28 вентиляторов, причём каждый из них размещён в своей собственной «трубе». Как было заявлено в проекте, самолёт должен иметь сниженный уровень шума, чтобы не доставлять пассажирам неудобств.

Каждый пропеллер снабжается своим электродвигателем, а электричеством их будет обеспечивать энергетическая установка из водородных топливных ячеек и небольшого по объёму аккумулятора. О её принципе работы не было сказано ни слова, но одной заправки должно хватить чуть больше чем на 1800 километров, а стоить она будет лишь 500 долларов. При этом легкомоторный самолёт собираются выпускать в нескольких конфигурациях. К примеру, одна из них будет модифицирована для отдыха где-нибудь в совсем уж диких местах и оборудована такими дополнениями, как понтоны для посадки на воду и защита от пыли. Движители собираются вообще сделать поворотными, чтобы самолёт мог взлетать и совершать посадку вертикально.

Насколько эти планы осуществимы, сказать сложно, никаких конкретных технических данных предоставлено не было. Невозможно подтвердить даже готовность энергетической установки, её так и не показали. Изначально запустить серийное производство самолёта обещали в 2025 году, но сейчас речь ведётся уже о 2028, а из «готового» стартап пока что показал только дизайнерский проект, разработанный баварцами. Что будет дальше с этим проектом, сказать сложно, но большинство из подобных начинаний закончилось ничем.

Не все самолёты заслуживают того, чтобы выйти за рамки концепта. Один из них высокотехнологичный, безумно дорогой и страшно бесполезный бомбардировщик B-2 Spirit от компании Northrop Grumman.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓