Британская компания Aston Martin известна во всём мире, и в немалой степени благодаря участию автомобилей этого бренда во франшизе об английском шпионе. Конечно, у этого производителя есть и другие интересные машины, но о них редко вспоминают, а про некоторые вообще успели позабыть. Один из таких – концепт Bulldog, представленный широкой общественности в 1979 году.
Итальянский клин
1960-е годы стали золотым временем для автомобилестроения. Люди устали от старомодного, одутловатого и скучного дизайна, и производители пустились во все тяжкие, чтобы удовлетворить возросший спрос. Это было время больших и смелых экспериментов, неординарных решений и рискованных кампаний. Автомобильные бренды старались перещеголять друг друга в изобретательности, но одно из главных направлений задавали итальянцы. Как это получилось, до сих пор понять сложно, ведь и в европейских странах, и в Соединённых Штатах хватало своих талантливых дизайнеров и других хороших специалистов, но все упорно продолжали обращаться к услугам итальянских кузовных ателье. И это была одна из причин, по которым клиновидный стиль распространился со скоростью лесного пожара.
Итальянские дизайнеры упорно искали способ улучшить свои автомобили и привлечь к ним больше внимания. В послевоенные годы автомобили развивались стремительными темпами, и им требовалось совершенно новое лицо. «Лицо зубилом», низкая посадка и спортивный характер для этого отлично подходили, поэтому остроносые купе и родстеры быстро стали звёздами. Мода эта сохранилась вплоть до 1980-х годов, после чего постепенно стала сбавлять обороты. Именно в тот период и появился крайне необычный Aston Martin Bulldog.
Самый быстрый из серийных, мог бы быть
Британский производитель никогда не гнался за скоростью и до недавнего времени не стремился построить что-нибудь по-настоящему быстрое. Только в совсем недалёком прошлом в истории Aston Martin появились суперкары «Валькирия» и «Валгалла», в остальном же бренд делал ставки совсем не на скорость. Именно поэтому появление в 1979 году Aston Martin Bulldog стало довольно большим сюрпризом.
По всей видимости, у британского бренда сработало «позднее зажигание». Производитель благополучно пропустил моду на утрированно заострённые автомобили. К тому моменту если их и создавали, то намеренно делали угловатыми, чтобы подчеркнуть нестандартный внешний вид. Aston Martin Bulldog получился точно таким же.
Ответственным за разработку его дизайна был некий Уильям Таунс, в портфолио которого не было каких-то особенных заслуг. Единственное, чем он стал известен в своё время, так это созданием люксового седана Aston Martin Lagonda. У того тоже был очень спорный внешний вид «на любителя». Тогда дизайн машины считался продвинутым и футуристичным, вероятно, из-за необычного стиля и концепции, но на текущий момент «Лагонда» заслужила славу самой уродливой за всю историю бренда. По всей видимости, именно оттуда автор и почерпнул свои идеи относительно «Бульдога», а возможно, решил воплотить свои представления об идеальной машине ещё в более экстремальном виде.
Самое же интересное, что проект этот активно поддерживался директором компании. Что именно он увидел в этом автомобиле, остаётся загадкой, но он даже собственноручно подобрал для него имя и назвал его в честь самолёта, принадлежавшего местной шотландской авиации. Первой целью создания Aston Martin Bulldog была демонстрация возможностей компании и привлечение новых клиентов, а второй – некоторые достижения на гоночном треке. Компания пыталась доказать, что она тоже может создавать быстрые автомобили. Согласно предварительным расчётам, автомобиль на трассе должен был достичь скорости 380 км/ч, что для того времени было отличным результатом.
Для «Бульдога» создали пространственную раму и установили на неё двигатель V8 объёмом 5,3 литра мощностью 600 лошадиных сил, которые выжали при помощи двух турбонагнетателей. Как бы то ни было, но до расчётных показателей на трассе добраться так и не удалось. Автомобиль разогнался только до 307 км/ч, но и это было хорошим показателем. Aston Martin Bulldog дорабатывать не стали, он оказался слишком экзотическим, чтобы воспринимать его серьёзно. Производитель побоялся, что потенциальные покупатели не примут его, и поэтому о серийном производстве даже речи не зашло. Изначально хотели собрать 25 экземпляров, но ограничились всего лишь одним. Позже его продали неназванному покупателю за 130 тысяч фунтов стерлингов.
О «Бульдоге» впоследствии все забыли и не вспоминали вплоть до 2020 года, когда он по случаю не попал в руки коллекционеру. Тот, будучи фанатом марки, решил отреставрировать прототип 1979 года. Максимум деталей остались на месте, что-то пришлось заменить из-за воздействия слишком долгого времени, когда машина вынужденно стояла на месте. На реставрацию ушло примерно два года, и в 2022 прототип Aston Martin Bulldog вновь представили миру.
По словам коллекционера, он не собирается любоваться на восстановленную машину, а вместо этого хочет завершить дело, когда-то начатое производителем. Изначально прототип должен был разгоняться до 380 км/ч, но полное прекращение финансирования поставило большой крест на его развитии. Возможно, что автомобиль доведут до кондиции и поднимут его показатели ещё выше.
Как бы ни пыталась британская компания Aston Martin совершенствоваться в создании новых автомобилей, её всё равно запомнят по многочисленным фильмам о Джеймсе Бонде. Принимавшие участие в съёмках фильма автомобили сейчас продают за баснословные деньги, даже если это всего лишь нетранспортабельный макет.