Работы в больших карьерах неизменно проходят с участием самых больших самосвалов в мире, БелАЗов. Впечатляют даже их размеры, не говоря уже о технических возможностях. Тем не менее, и с такими гигантами, как и с любой другой машиной, происходят несчастные случаи, только масштаб происшествий при этом несколько больший. К примеру, как в случае со взорвавшемся на железнодорожном переезде колесом.
Большой машине – большие колёса
Казалось бы, содержание такой машины, как БелАЗ-75710, выливается в весьма круглую сумму. Чего стоит только расход дизельного топлива – 1300 литров на сто километров. Впрочем, такой расход оправдан: два шестнадцатицилиндровых дизеля мощностью 2330 лошадиных сил очень «прожорливы».
Более привычного двигателя внутреннего сгорания, способного сдвинуть с места 800-тонный груженый самосвал, просто не нашлось. Вместо него в ступицы установили четыре электрических мотора, а для синхронного управления ими поставили целый шкаф электроники. Благо, места на БелАЗе для этого вполне хватает. Каждый из дизель-генераторов питает одну ось, а на оси находятся четыре шины с размерностью R63 – диаметр посадочного отверстия 63 дюйма, или 160 см.
Размеры самосвала оправданы его грузоподъёмностью – она составляет 450 тонн. За одну ходку БелАЗ-75710 может перевезти 13 полностью загруженных КамАЗов. С самосвалами вместе. Такая грузоподъёмность является предельной для колёс, которыми комплектуется БелАЗ, больше они просто не выдержат. При этом армированная структура колеса выдерживает огромное давление. Чем может обернуться пробой шины даже пустого самосвала, смог воочию наблюдать водитель ехавшего за ним легкового автомобиля.
Фейерверк на переезде
По невнимательности водителя на железнодорожном переезде иногда случаются серьёзные аварии. Так произошло и в этом случае. Водитель тягача понадеялся на свой глазомер и ошибочно определил высоту, на которой висели высоковольтные провода.
Может быть, ситуация была бы не столь катастрофической, но после прошедшего недавно дождя на дороге стояли лужи. В то время, как кузов оказался под линией электропередач, в верхней точке он коснулся проводов. Внимательный наблюдатель сможет увидеть вспышку электрической дуги между проводом и кузовом.
Вода увеличила проводимость, и прошедший через поверхность колеса разряд буквально его прожёг. В месте контакта колеса с поверхностью земли возникла высоковольтная электрическая дуга, и резина воспламенилась.
На счастье, БелАЗ оказался слишком широким и занял собой всю дорогу. В противном случае среди встречных машин обязательно нашёлся бы желающий протиснуться между обочиной и колесом. Поверхность шины, повреждённая огнём и электроразрядом, не выдержала и колесо буквально взорвалось. Лопнувшая шина даже легковой машины может причинить большой ущерб. Разорвавшуюся же под нагрузкой шину БелАЗа, весящую 5,5 тонн, вполне можно сравнить с хорошим зарядом тротила.
Как оказывается, самосвалом может быть не только огромный грузовик. В Китае сделали трехосные мотоциклы-самосвалы для сельскохозяйственных работ.