Моторы с турбонаддувом давно превратились из экзотики в повседневность, скорее, удивление вызывает отсутствие компрессора. Но так было не всегда. В не столь отдалённом прошлом он был редкостью и устанавливался далеко не на все автомобили. И каждая из машин заслуживала пристального внимания.
Bentley Mulsanne Turbo R
Почти десять лет британская компания работала над созданием люксового седана, которым собиралась заменить морально устаревающие Bentley T-series. Впрочем, оно того стоило. Солидный автомобиль получил новый обтекаемый кузов, оцинкованное для лучшей защиты от коррозии шасси, остекление с огромной площадью и роскошный салон. Правда, двигатель V8 объёмом 6,75 литра ему достался по наследству от предыдущей модели, но у него было интересное дополнение – система непосредственного впрыска топлива.
Через два года производитель решил поэкспериментировать и вспомнить прошлые времена, когда автомобили марки Bentley участвовали в гонках. В 1982 году вышла в свет версия Mulsanne Turbo, оснащённая турбонаддувом. Вот только местные специалисты не умели работать с таким оборудованием, поэтому пришлось обратиться за помощью к инженерам из Broadspeed. С их помощью удалось модернизировать силовую установку и выжать из неё около 300 лошадиных сил, что примерно в полтора раза превышало имевшиеся показатели.
Новинку продемонстрировали в том же году на Женевском автосалоне, но во время испытаний всех ждало большое разочарование. С управляемостью у автомобиля было совсем плохо, его заносило и он не вписывался в повороты. Чтобы исправить ситуацию, изменили жесткость стабилизаторов, укрепили подрамник и перенастроили подвеску. Обновлённую версию назвали Bentley Mulsanne Turbo R, а предыдущую сняли с производства.
RUF CTR Yellowbird
Конец 1980-х годов ознаменовался выходом двух шедевральных суперкаров, Porsche 959 и Ferrari F40, которые вполне могли посоперничать за звание самого быстрого и трудноуправляемого суперкара. По крайней мере, так было до тех пор, пока в дело не вмешалась небольшая немецкая автомобилестроительная компания RUF. Она размещалась в городе Пфаффенхаузен и собирала спортивные автомобили, наделяя их внешностью от «Порше», откуда поставлялись кузова. По всей видимости, владелец захотел некоторого разнообразия и решил усовершенствовать Porsche 911 Carrera.
В спортивном автомобиле переделали буквально всё, от силовой установки до кузова. Сам кузов изготовили самостоятельно, сделав их по образу и подобию кузовных панелей «Порше». Для уменьшения массы некоторые из элементов изготовили из кевлара. Вместо штатной коробки передач установили 5-ступенчатую собственной разработки, подвеску тоже модифицировали и изменили её настройки.
После целого ряда доработок штатный двигатель увеличился в объёме до 3,4 литра, а его мощность выросла до 469 лошадиных сил. На него установили систему впрыска топлива от гоночного Porsche и довершили картину двумя турбонагнетателями. Во время заездов на трассе RUF CTR Yellowbird смогли разогнать до 342 км/ч.
Porsche 959
Этот суперкар создавался исключительно для гонок в группе В. Его представили в 1985 году, а запустили в производство в 1986. Он показал отличные результаты на гоночной трассе. Porsche 959 оснастили 6-цилиндровым оппозитным двигателем с двумя турбокомпрессорами. Он объём 2,85 литра и выдавал 450 лошадиных сил при 500 Нм крутящего момента. При этом турбокомпрессоры работали ступенчато: первый включался на низких оборотах и создавал давление 0,9 бара, а второй стартовал на 4300 оборотах. В обычном режиме мотор работал как обычно, его было совершенно не слышно.
Помимо мощного двигателя, Porsche 959 снабдили подходящей трансмиссией. Большая мощность и высокая скорость требовали такой же хорошей управляемости, чтобы машина в критический момент не потеряла управление. Трансмиссия автоматически перераспределяла крутящий момент между осями, руководствуясь текущей скоростью и ускорением. Дорожный просвет при этом тоже менялся, приспосабливаясь к дорожным условиям.
Во время испытаний на трассе Porsche 959 продемонстрировал все свои возможности. Независимо от скорости, погоды и состояния покрытия он хорошо слушался руля и вёл себя на удивление стабильно. Даже на скорости свыше 300 км/ч.
Ferrari F40
Наверное, это самый одиозный суперкар от Ferrari за всю историю существования бренда. Его разработали к 40-летнему юбилею существования компании, и во время его создания использовали свои последние разработки. Фактически в нём воплотили весь опыт, накопленный за время участия в гонках «Формула-1», а в качестве основы использовали суперкар Ferrari 288 GTO Evoluzione. Его готовили непосредственно к гонкам в группе В, но принять в них участие так и не довелось, поскольку группа была закрыта.
Компоновка досталась суперкару от его прародителя: двигатель разместили над задней осью продольно по центру, а основой послужил трубчатый присутственный каркас, на котором закрепили кузовные панели, изготовленные из композитных материалов. Над созданием кузова работали специалисты из ателье Pininfarina, они же позаботились об аэродинамике. Коэффициент лобового сопротивления составил 0,34. Трёхлитровый V8 с электронным впрыском топлива и двумя турбокомпрессорами выдавал 478 лошадиных сил и 577 Нм крутящего момента.
Самым же интересным в Ferrari F40 был не двигатель и не внешний вид, а управление. В суперкаре управление было исключительно ручное, никаких помощников и систем безопасности. Водителю приходилось полагаться на собственные инстинкты и скорость реакции. В итоге F40 стал самым жестким автомобилем в истории бренда, за руль которого осмелится сесть далеко не каждый гонщик, не говоря уже про обычных водителей. Все, кому посчастливилось побывать за рулём, впоследствии отзывались о машине с изрядной долей уважения и страха.
Редкие и эксклюзивные автомобили иногда возрождаются даже спустя столетия после выпуска, как классический Bentley 4 1/2 Litre Blower.