Забытые прототипы: Уникальные проекты ЗИЛа, которые мало кто видел

Завод имени Лихачёва имеет богатую историю. Созданные на нём автомобили разошлись по всей стране и пользовались большим спросом, но не все дошли до серийного производства. Некоторые из них, разработанные для вполне конкретных условий и целей, так и остались на уровне прототипов.

ЗИЛ Э169А

В попытках создать альтернативу грузовику ЗИЛ-130, был запущен проект бескапотного автомобиля. В нём использовали основные агрегаты от ЗИЛ-130. Конструкцию нового грузовика пришлось модифицировать из-за изменившейся компоновки. В результате он стал более маневренным и компактным, также удалось сильно улучшить обзор. В 1964 году был создан опытный образец грузовика, судьба которого очень быстро решилась. Руководство посчитало, что одновременно выпускать два грузовика нецелесообразно. Впоследствии на его основе создали ЗИЛ-170, а тот уже послужил основой для КамАЗа.

ЗИЛ-132С

Очередной попыткой создания грузовика с высокой проходимостью стал ЗИЛ-132С. Самой главной его особенностью были высокоэластичные катки, которые использовались вместо стандартных шин. Его оборудовали задним поворотным мостом, способным отклоняться в разные стороны, используя пневмопривод. Ширина и высота каждого катка была 1000 миллиметров. Получившийся грузовик оказался крайне тяжёлым и сложным в управлении. От дальнейшей реализации проекта отказались.

ЗИЛ-159

Специалисты ЗИЛа работали над автобусом, который мог бы заменить уже устаревающий ЗИЛ-158. В его конструкции инженеры постарались воплотить все пожелания, которые на тот момент накопились у транспортников. Сообразуясь с ними, изменения внесли как в механику, так и в конструкцию салона. Благодаря им удалось увеличить комфорт пассажиров и повысить управляемость. Вот только бюрократические преграды не позволили запустить автобус в серию. В результате проект отдали на ЛиАЗ.

ЗИС-Э134

Заказчиком четырёхосного тягача было военное ведомство. Разработан он был в трёх вариантах с разными кузовами. Полноприводный тягач с учётом наличия восьми колёс обладал крайне высокой проходимостью. При этом резиновые колёса позволяли ему спокойно ездить по асфальтовому покрытию, не нанося ему повреждений. Перспективы в использовании тягача были очень большими, и его собирались пустить в серию, если бы не изменившиеся требования заказчика. По этой причине проект был свёрнут, а разработанный тягач остался в единственном экземпляре.

ЗИЛ-111

Когда в 1956 году потребовалось обновить правительственный лимузин для высокопоставленных лиц, была начата работа над ЗИЛ-111. Он разрабатывался на базе ЗИС-110. Новый дизайн для нового лимузина решили разрабатывать на конкурсной основе. Одним из конкурсантов был Валентин Ростков. Его вариант был более классическим и, вероятно, по этой причине признан менее перспективным. Созданный им автомобиль так и остался в единственном экземпляре., а сам Ростков не смог смириться с поражением и покинул ЗИЛ.

ЗИЛ-129Б

На основе туристического автобуса, ЗИС-127, хотели собрать городской автобус повышенной комфортабельности. Автобус получился очень интересным. По признанию тех, кто успел поездить на опытном образце, пользоваться им было очень удобно. К большому сожалению, после анализа его конструкции стало ясно, что «туристическое» наследие плохо подходит для использования в черте города. Целый ряд замечаний по эксплуатации и ремонтопригодности заставили отказаться от этого проекта. Комфортабельный автобус оказался никому не нужен.

ЗИЛ-135П «Дельфин»

Первоначально это должна была быть амфибия для наведения понтонных переправ, заказанная военным ведомством. В результате же получилась машина спасателей, обладающая уникальными качествами. Благодаря корпусу специальной формы, сделанному из стеклопластика и пенопласта в качестве наполнителя, машина могла развивать приличную скорость как на суше, так и в воде. Несмотря на её уникальность и возможные перспективы, военное ведомство утратило к амфибии интерес. Проект был свёрнут и заброшен.

ЗИЛ-4305

Эта машина даже не проектировалась, она собиралась из всего, что подвернётся под руку. Основной задачей в её создании было обеспечение топливом автомобилей, проходящих испытания. Объединение грузового кузова и мощной платформы от правительственного автомобиля позволило груженой «Чебурашке» развивать приличную скорость на трассе. В серию автомобиль так и не пошёл, его изготавливали для внутреннего использования. После нескольких модификаций к нему утратили интерес и забыли.

ЗИЛ-130Г

Модификация популярного ЗИЛ-130 была попыткой его редизайна. Грузовик получил кабину из более современного стеклопластика и некоторые другие различия. От его серийного производства отказались из-за слишком большой трудоёмкости: собирать кабину было слишком долго и трудозатратно.

Часть разработок ЗИЛа была направлена на преодоление экстремального бездорожья. К таким относится и советский колесный вездеход ЗиЛ-Э167.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓