
За долгие годы изменилась не только конструкция автомобилей, но и подход к их созданию, а одним из ключевых моментов является переход на платформенную архитектуру. Сейчас все современные автомобили строятся на основе заранее разработанных платформ, и это сильно повлияло на всю автомобильную промышленность.
История появления
В начале XX века производители создавали каждую новую модель с нуля, и на это уходило много сил, времени, денег и ресурсов. Правда, длилось это недолго. Как только спрос на автомобили вырос, компаниям пришлось срочно модернизировать производство для повышения его эффективности. Первым шагом стало использование общих компонентов, таких как двигатели и шасси, для разных моделей, но настоящим прорывом было внедрение концепции платформы. Платформенный подход не только снизил итоговую стоимость, но и ускорил весь процесс. Экспериментируя с унифицированными конструкциями, производители адаптировали их под различные модели и существенно упростили сборку, а бонусом стал рост надежности и уменьшение количества поломок.
В 1960-х годах компания Volkswagen представила платформу, на которой впоследствии были построены модели Beetle и Karmann Ghia. Среди прочего, именно платформа позволила сделать модели массовыми и более доступными. Идея заключалась в использовании единой базовой конструкции, на основе которой создавались различные модели с уникальным дизайном и характеристиками. Автомобильная индустрия получила большой толчок в развитии, а появление платформенной архитектуры сыграло в этом ключевую роль. Производители стали предлагать широкий модельный ряд, и для этого им не приходилось разрабатывать каждую модель с нуля.
Следом за Volkswagen, увидев в этом большую выгоду, другие компании начали разработку собственных платформ. В итоге благодаря этому они смогли наладить выпуск широкого модельного ряда, сократив траты до необходимого минимума. General Motors в 1970-х годах внедрила платформу A-body, на основе которой построили такие модели, как Chevrolet Malibu и Pontiac LeMans, а уже к 1980-м годам платформенный подход стал нормой в автомобильной промышленности. Toyota, Ford, BMW и многие другие компании успешно перешли на модульные архитектуры и наладили выпуск новых автомобилей с минимальными затратами на адаптацию. Благодаря унификации деталей, узлов и общей архитектуры производители смогли в кратчайшие сроки выпустить новую модель, востребованную на рынке.
Преимущества модульной платформы
Переход к платформенной (модульной) архитектуре дал автопроизводителям множество преимуществ. Во-первых, это значительное снижение затрат на разработку и производство. Использование единой платформы для нескольких моделей позволяет экономить на исследованиях, тестировании и закупке материалов. Это, в свою очередь, отражается на конечной стоимости автомобиля для покупателей. Разработка новых моделей стала быстрее, а обновления уже существующих машин требуют меньше времени. Производители теперь могут выпускать автомобили с разными характеристиками, сохраняя базовую конструкцию неизменной.
Во-вторых, унификация компонентов облегчает обслуживание и ремонт автомобилей. Построенные на одной и той же платформе модели имеют более половины одинаковых деталей, что существенно ускоряет процесс и снижает вероятность ошибок. Владельцы автомобилей также выигрывают от более доступных и распространенных запчастей, что особенно важно для массовых моделей, которые широко представлены на рынке. При этом затраты на производство деталей снижаются, а цена на них падает.
В-третьих, именно благодаря использованию модульных платформ водители получили огромный выбор комплектаций. Замена трансмиссии, двигателя, тормозной системы, подвески и прочих узлов теперь не представляет никаких сложностей. На практике это значит, что в линейке одной и той же модели можно найти модификации с передним и полным приводом, с дизельными и бензиновыми двигателями разного объема и мощности, а также с коробками передач различных типов. Для производителя подобная замена практически ничего не стоит.
Платформенные тонкости
В каждой автомобильной платформе имеются собственные уникальные решения, но структура примерно одинаковая. Платформа включает в себя такие базовые элементы, как шасси, подвеску, рулевое управление и силовую структуру кузова. Электромобили также не стали исключением, хоть их базовая конструкция и имеет принципиальные отличия от бензиновых. К примеру, электрические платформы включают в себя батарейный блок и электродвигатели, а вот трансмиссия у них отсутствует полностью. Компоновка и архитектура напрямую влияют на характеристики автомобиля, на его управляемость, безопасность и энергоэффективность. Производители активно используют в них всё больше современных технологий и электронику, прочные композиты и облегчённые сплавы. К примеру, шасси стало модно делать из алюминия, а для отдельных узлов всегда предусматривается их быстрая замена более мощными и производительными аналогами.
Один из примеров современной платформы – модульная архитектура MEB от Volkswagen, на которой построены такие электромобили, как Volkswagen ID.3 и ID.4. MEB подходит для производства автомобилей разных классов, с разными типами кузова, двигателями и батареями, но при этом сохраняется унифицированная база. В итоге появление платформы MEB позволило выпускать машины для разных рынков, с разными характеристиками и разной ценовой категории. Еще один пример – платформа e-GMP от Hyundai Motor Group, она лежит в основе моделей Hyundai Ioniq 5 и Kia EV6. e-GMP изначально разрабатывалась специально для электромобилей, поэтому обеспечивает оптимальное размещение батарей, низкий центр тяжести и просторный салон. Благодаря этому в моделях удалось достичь хорошего сочетания комфорта, производительности, неплохих ходовых качеств.
Переход к платформенной архитектуре был настолько эффективным, что новые принципы автомобилестроения быстро превратились в стандарт и стали использоваться повсеместно. В итоге это повлияло и на производителей, и на покупателей. Первые смогли выпускать больше автомобилей и быстрее разрабатывать новые модели, а вторые же в итоге сэкономили немало денег. Если бы не модульные платформы, машины сейчас могли бы стоить куда дороже.
Интересно, что не так давно появился новый тип автомобильных платформ, который не является ни полностью электрическим, ни гибридным. В ней используется бензиновый двигатель, но он никак не связан с трансмиссией и вместо этого приводит в действие генератор электрического тока для подзарядки тяговой батареи. На текущий момент китайские производители взялись за постройку автомобилей по такой схеме и добились больших результатов, представив мощные внедорожники с ДВС и электрической силовой установкой.