Загадка «Носорога»: Почему самый большой советский десантный корабль так и не нашёл своего применения?

Среди реализованных в советское время проектов были и довольно спорные. Одни считали их важными и жизненно необходимыми, другие же придерживались мнения, что никакой практической пользы от них не будет. Один из таких проектов – большой десантный корабль 1174 «Носорог». Их построили целых три штуки, но вот дальше что с ними делать, никто так и не придумал.

Десантные корабли

Суть десантного корабля – доставить личный состав и технику к месту проведения военной операции. При этом перемещаемые объёмы могут быть очень велики и зависят от величины судна и его внутреннего строения. Для больших стран, которые имеют выход к побережью, наличие десантного флота может иметь критическое значение, если придётся воевать с другими прибрежными странами или же осуществлять поддержку союзнических государств. Советский Союз тоже задумывался о создании собственных больших десантных кораблей, способных единовременно перевозить большой контингент.

Правда, потребность в больших десантных кораблях была неоднозначной. Фактически Советский Союз был заперт в пределах Чёрного моря, поэтому единственным случаем, когда можно было бы использовать БДК – это в составе флота стран НАТО. Только так можно было вывести десантные корабли в «большое плавание», но это было неосуществимо по многим причинам. Как бы то ни было, но в середине 1960-х годов всё-таки было решено построить несколько больших десантных кораблей, и стартовала работа над проектом 1174.

«Носорог»

С самого начала работа над проектом, которому впоследствии присвоили имя «Носорог», продвигалась очень медленно. И дело было даже не в технических трудностях, а в требованиях. Военные никак не могли их сформулировать и несколько раз полностью переписывали, а потом вносили множество правок, поскольку флот постоянно развивался, и техзадание переписывалось с учётом новых реалий. На этот процесс ушло целых четыре года, и только в 1968 утвердили технический проект. Дальнейшая бюрократическая волокита и подготовка заняла ещё пять лет, а в 1973 году заложили первое судно проекта 1174.

На окончательный облик десантных кораблей сильное влияние оказали американские разработки в этой области. В носовой части судна были привычные ворота, через которые можно было высадить десант на берег, а в кормовой добавили ещё одни, предназначенные для погрузки и разгрузки катеров. В итоге «Носорог» имел длину 157,5 метра и ширину 24 метра, его полное водоизмещение составило 14060 тонн, а для обслуживания требовался экипаж 239 человек.

По своей конструкции «Носорог» был очень необычным. Поскольку немалая часть его объёма отводилась под грузовой трюм, а тот, в свою очередь, должен был находиться в самом низу, все агрегаты конструкторы постарались разместить в верхней части корабля и по бокам. В частности, в боковых частях судна находилась его силовая установка, она состояла из двух газотурбинных двигателей, размещённых по одному на каждый борт. Их общая мощность составляла 18 тысяч лошадиных сил. Они приводили в действие два гребных винта и могли разогнать судно до 20 узлов. Правда, дальность плавания при этом оставляла желать лучшего, она составляла всего 4 тысячи морских миль. Если же двигатели использовали в более щадящем режиме, то дальность возрастала почти в два раза.

Внутри десантный корабль больше походил на большой ангар. Его переднюю часть выделили под размещение разнообразной бронетехники. Танковый трюм имел длину более пятидесяти метров и ширину двенадцать метров, а всего в нём могло разместиться до 50 танков или до 80 бронетранспортёров. Кормовая часть была отведена под док длиной 75 метров, и при необходимости внутри него можно было перевезти до шести десантных катеров. Причём количество и виды загруженной техники зависели исключительно от текущих задач, к примеру. Можно было заполнить всё сухопутной техникой. При этом носовой и кормовой трюмы были расположены на разной высоте (носовой выше на две палубы). Проще всего было транспортировать пехоту: с полной экипировкой можно было за раз перевезти до 500 человек.

Для погрузки и выгрузки наземной техники использовался большой 32-метровый пандус. Он выдвигался автоматикой, а его длины вполне хватало, чтобы корабль в процессе не сел на мель. При необходимости створку кормовых ворот тоже можно использовать в качестве пандуса. Дополнительно на верхней палубе сделали две вертолётные площадки, добавив таким образом кораблю ещё и авианесущую функцию.

Конечно, десантный корабль не оставили без вооружения, в его арсенале были и ракетные системы, и артиллерия. На полубаке установили 76-миллиметровую пушку, а также четыре зенитные установки. В качестве системы противовоздушной обороны использовался комплекс «Оса-М», не забыли даже про поддержку десанта во время его высадки. Для этих целей на борту имелись две установки РСЗО «Град-М».

Не сложилось

Первый большой десантный корабль «Иван Рогов» спустили на воду в 1977 году, а в 1982 и в 1990 – «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко» соответственно. Первые два корабля были отправлены в резерв во второй половине 1990-х годов, а последний – в 2002. Ни один из этих трёх кораблей не сохранился до настоящего времени. «Иван Рогов» был разобран на части ещё в 2004 году, а «Митрофан Москаленко» — в 2019. «Александр Николаев» также был продан в 2016 году частной компании почти за 16 миллионов рублей для утилизации.

Конечно, были и такие, кто предлагал восстановить десантные корабли, модернизировать их и вернуть в строй, но дело оказалось за малым: настолько масштабные работы требовали огромных вложений. Хоть их корпуса и сохранились в более или менее хорошем состоянии, они всё равно требовали ремонта, но ещё больше вопросов вызывало их оснащение и силовая установка. Последняя сильно устарела и для дальнейшей эксплуатации не годилась, поэтому её требовалось полностью заменить, разработав совершенно новую. И по мнению специалистов, проще было построить новый корабль, чем выполнить настолько большой и дорогостоящий ремонт.

В Китае попытались построить копию «Титаника», которая не умеет плавать в открытом море. Получилось у них не очень хорошо.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓