Строительство чего угодно – само по себе дорогое удовольствие, будь то небольшой магазин, жилой дом, мост или же торговый центр. Правда, некоторые из строительных проектов настолько масштабны и высокотехнологичны, что их цена превышает все разумные пределы. Цена части из них даже не была известна, пока проект не завершился, а все затраты не подсчитали.
1. «Экономический город короля Абдаллы»
Это строительство стартовало в 2005 году и до сих пор не завершилось. Согласно оценкам, вся эта мегастройка должна быть завершена в 2035 году, а поскольку начинания подобного масштаба очень редко укладываются в плановые сроки, то можно лишь гадать, когда появится возможность посмотреть на конечный результат. Проект этот начал король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз, а местом застройки был выбран мухафаз Рабиг в Мекке. Место это находится в довольно обособленном районе на побережье Красного моря, а расстояние до ближайшего крупного центра, Джидды, составляет сотню километров. Всего под застройку выделили около 173 квадратных километра, а потратить на возведение такого громадного объекта собираются примерно 20 миллиардов и каких-то 190 миллионов долларов.
Новый город планируется сделать одной из важнейших экономических зон Саудовской Аравии, а главная цель его создания – привлечение зарубежного капитала. Сейчас экономика страны базируется на нефтяном бизнесе, а новый город должен придать экономике новое направление развития. Согласно планам, после окончания строительства здесь поселится 2 миллиона человек и откроются представительства многочисленных компаний со всего мира. Общая же стоимость проекта составит более 100 миллиардов долларов. Правда, в каком состоянии находятся дела застройщиков на текущий момент, неизвестно, но по оценочным данным 2018 года, проект смог привлечь не настолько масштабные инвестиции, как ожидалось.
2. «Дубайленд»
Лавры владельцев огромных парков развлечений многим предпринимателям по всему миру. Вполне закономерно, что аналогичный парк распланировали и для Дубая, ведь он в буквальном смысле является средоточием богатых и знаменитых с почти бездонными кошельками. Ещё в 2003 году авторы этого проекта начали работать над созданием его концепции и составлением долгосрочных планов, а начальный бюджет составил 64 миллиона долларов. Правда, сколько было уже потрачено на текущий момент, сказать очень сложно. В 2008 году все строительные и проектные работы пришлось заморозить из-за начавшегося кризиса, что сильно увеличило расходы, а запланированное на 2020 открытие отодвинулось далеко вперёд.
Возобновили работы лишь в 2013 году, а срок сдачи проекта был перенесён на 2025. Все почитатели такого рода времяпрепровождения с нетерпением ожидают завершения строительства, несмотря на обилие парков развлечений в Дубае. «Дубайленд» должен стать по-настоящему уникальным явлением, поскольку строится в виде целого города, а не просто парка. На огромной территории разместили 7 тематических зон, а также около 30 локаций и отдельных проектов, включая торговые площадки и большие офисные центры.
3. Международный деловой район Сонгдо
Эту мегастройку затеяли в Южной Корее, в трёх десятках километров от Сеула, на берегу реки в городе Инчхон. Хоть это вот и назвали деловым районом, но по факту Сонгдо является городом в городе. По сути, авторы этого проекта захотели создать район для жизни и занятия бизнесом, построив его с использованием последних достижений науки и техники в области информационных технологий, компьютеризации и роботизации. В планах у застройщика находится 80 тысяч квартир, 900 тысяч квадратных метров торговых площадей и 5 миллионов квадратов, предназначенных для размещения офисов.
На текущий момент строительство продолжается, а дата его окончания не озвучивается. Впрочем, это не мешает застройщику заселять уже возведённые районы, по состоянию на 2020 год в Сонгдо проживало более 160 тысяч человек. К окончанию же строительства здесь будет создана полноценная инфраструктура со школами, магазинами, больницами и прочими жизненно необходимыми учреждениями. Всего на строительство планировалось потратить 40 миллиардов долларов, но окончательную цифру можно будет узнать лишь после завершения проекта.
4. Международный аэропорт Кансай
Сколько стоила постройка этого объекта, точно неизвестно, но согласно некоторым источникам, его цена доходит до 29 миллиардов долларов. Аэропорт построили в заливе Осака и превратили в международный транспортный узел. Согласно собранной статистике, только в 2019 году через него прошло почти 32 миллиона пассажиров. Международный аэропорт Кансай создавали, чтобы уменьшить нагрузку на аэропорт Осака, поскольку тот был перегружен и не справлялся с потоком пассажиров.
Этот проект стоил неимоверную сумму, а причиной тому, помимо всего прочего, является его расположение. Международный аэропорт Кансай возвели на искусственном острове площадью более тысячи гектар. Всего на нём разместилось два терминала, а один из них даже заслужил звание самого длинного в мире. Впоследствии аэропорт получил несколько наград за объём своей работы, архитектуру, современное оснащение и качество обслуживания.
Впрочем, с международным аэропортом Кансай всё оказалось не так радужно, как представляли себе его создатели. Учитывая, сколько всего весит эта конструкция вместе с искусственным островом, строители предполагали, что из-за оседания грунта аэропорт будет постепенно погружаться в море, пока грунт не стабилизируется и процесс не прекратится сам собой. Этот процесс должен был протекать медленно и завершиться к 2056 году, после чего над водой осталось бы возвышение в четыре метра высотой. Вот только искусственный остров погружается слишком быстро, что потребовало колоссальных усилий по его стабилизации. Что с аэропортом будет дальше, пока сказать никто не может.
В Китае намечается очередное крупное строительство – принципиально новая железная дорога с парящим поездом.