Из всех архитектурных сооружений мост является самым опасным. Конечно, инженеры всегда стараются сделать его более прочным, устойчивым и долговечным, и в большинстве случаев это работаем. Мост долго и надёжно служит людям, которые тысячами проезжают по нему каждый день. Вот только из этого правила есть много прискорбных исключений, и не единожды самые надёжные мосты разрушались по разным причинам.
Мост Sunshine Skyway, 1980 год
Современный мост Sunshine Skyway – красивое и замечательное зрелище. Его построили в 1987 году, и с тех пор он привлекает большое внимание своей формой и изысканными чертами. Прошлый мост таким красивым не был, но всё равно жаль, что он был разрушен. Изначально его построили в 1950 году, и до катастрофы он успел прослужить добрых три десятка лет. Его возвели возле города Санкт-Петербург в штате Флорида, США. У него нем было каких-либо конструктивных недостатков, его вовремя обслуживали и не было никаких признаков того, что мост внезапно рухнет. События 1980 года стали полной неожиданностью.
9 мая в районе Тампа-Бэй случился внезапный шторм. Возможно, последующие события и не произошли бы, но как раз в районе моста в это время находилось грузовое судно M/V Summit Venture. Оно как раз маневрировало в непосредственной близости от мостовых опор и оказалось в условиях практически нулевой видимости. В результате судно врезалось в одну из опор, что и привело к обрушению 365 метров полотна. В этот момент на мосту находились несколько машин и автобус, упавшие вместе с ним в море. Ещё одной машине повезло больше. Её водитель успел затормозить прямо перед обрушившемся пролётом. Всего погибло 35 человек. Рулевого судна впоследствии признали невиновным, поскольку он ничего не мог сделать в сложившихся обстоятельствах.
Мост Моранди, 2018 год
В своё время инженер Риккардо Моранди славился построенными им сооружениями и своим подходом к использованию железобетона. Созданные им мосты отличались длинными пролётами и очень маленьким количеством опор. Один из его мостов (ponte Morandi) находился в городе Генуя, Италия. Его построили в 1967 году, и он представлял собой местную достопримечательность, которой любовались и коренные жители, и приезжие. Так продолжалось вплоть до 14 августа 2018 года. В это время как раз множество итальянцев собрались ехать кто на побережье моря, а кто в горы. При этом траса А10, проходившая через ponte Morandi, оказалась загружена гораздо больше обычного.
По словам очевидцев, которых потом опросили, виновником последовавшей катастрофы стала внезапно разыгравшаяся непогода. Из-за своей конструкции мост обладал изрядной долей нестабильности, что в сочетании с сильным ветром и возросшей нагрузкой привело к печальным последствиям. В добавок ко всему в мост ударила молния. В результате пролёт длиной 80 метров не выдержал и рухнул вниз. Часть моста упала на железнодорожные пути, часть в реку и большой кусок на промышленную зону. Всего в этом происшествии погибло 43 человека.
Мост Сонсу Тегё, 1994 год
В 1979 году в Сеуле, Южная Корея, построили мост Сонсу Тегё длиной 1160,8 метра. С его помощью соединили район Каннам-гу и центральный район Сондон-гу, и движение по нему было очень интенсивным. Городскому бюджету весь процесс обошёлся более чем в 11 миллиардов вон. На осень 1994 года были запланированы ремонтные работы, в ходе которых собирались укрепить одну из секций и колонны опор. Во время выполнения ремонтных работ и произошла катастрофа.
Пролёт моста, находившийся между одиннадцатой и десятой колонной, рухнул в воду, а сверху упали две легковые машины, грузовой фургон, рабочий микроавтобус и большой пассажирский автобус. Возможно, автобус и не упал бы с моста, но его передняя часть оказалась далеко над провалом, и он упал поверх рухнувшего пролёта. Высота составляла более сорока метров, поэтому большая часть пассажиров погибла, включая учителей и учениц из местной школы для девочек. Как впоследствии выяснилось, строительные работы были выполнены очень плохо, в том числе и сварка несущих металлоконструкций. Впоследствии коррозия ослабила мост, и в какой-то момент он не выдержал. Застройщик предложил отремонтировать его за собственный счёт, но после многочисленных возмущений местных жителей мост просто снесли и построили новый.
Мост через Миссисипи, 2011 год
По мосту через реку Миссисипи каждый день двигался огромный поток машин, поскольку через него проходила трасса федерального значения. За состоянием моста, конечно же, следили и время от времени проверяли его состояние и ремонтировали при необходимости. Очередные ремонтные работы проводились как раз во время чрезвычайного происшествия, но компания-подрядчик впоследствии утверждала, что по своему характеру работы были несерьёзными и не могли привести к аварии. Как бы то ни было, именно эти ремонтные работы спасли немало жизней. Рабочим на время проведения ремонта пришлось закрыть движение по двум полосам, поэтому на мосту в тот момент было гораздо меньше машин, чем могло бы быть.
Сам мост частично пролегал над рекой, а частично над дорогой, но под ним не было каких-то промышленных и прочих объектов. Тем не менее во время его обрушения жертв было очень много. Всего вместе с полотном моста длиной 160 метров в реку упало около пятидесяти машин, включая большой трейлер и пассажирский автобус. В автобусе как раз везли детей, но их удалось быстро эвакуировать через заднюю дверь, поэтому они отделались лёгкими травмами. Трейлер и несколько легковых машин загорелись.
В тот день во время обрушения моста погибло 9 человек, а пострадавших оказалось больше шестидесяти. Около двух десятков человек так и не нашли. В ходе последующего расследования выяснили, что в ходе эксплуатации опоры были изношены, а сварка недостаточно прочной. Учитывая же конструкцию моста, он мог рухнуть при повреждении одной из опор.
Любая техника когда-нибудь ломается, но в некоторых случаях ущерб получается очень серьёзным.