Для большинства автомобильная дорога – это всего лишь способ добраться до работы или магазина, но на самом деле она имеет куда большее значение. Транспортные магистрали пронизывают всю страну и влияют на её развитие, а их строительство может как поднять государство из кризиса, так и поставить его на грань катастрофы. Последнее как раз и случилось с Бразилией в 1960-х годах.
Кризис и дороги
Вот уже много десятилетий Бразилия никак не может выйти на более или менее нормальный уровень жизни, но нельзя сказать, что власти не делают попыток. В частности, в 1960-х годах бразильское правительство собралось решить несколько глобальных проблем одним махом, и для этого был выбран достаточно экзотический способ. Бразилия собралась построить длиннейшую магистраль общей протяжённостью более восьми тысяч километров. На тот момент положение в стране было не очень хорошим. Нельзя сказать, что её общая площадь была слишком уж большой, особенно по сравнению с некоторыми другими странами, но одна из основных проблем заключалась в лесах, которые покрывали немалую её часть.
Сельва (бразильские джунгли) крайне недружелюбна к человеку, её населяют хищники, опасные насекомые и растения, одно лишь прикосновение к которым может стоить жизни. К тому же немало проблем добавляет климат и очень непростые погодные условия. Сельва – дождевые леса, где несколько месяцев в году практически постоянно идут дожди, но другие районы при этом часто страдают от засухи и почти полного отсутствия осадков. Местные жители вынуждены выживать в таких непростых условиях, а отсутствие нормальных дорог делает их жизнь ещё хуже. Из-за большой плотности лесов логистика очень ограничена, да и поставки жизненно важных продуктов – огромная проблема.
Конечно, из любой ситуации можно найти выход, что доказали Соединённые Штаты в 1929 году во время кризиса, спровоцированного крахом Фондовой биржи. Огромное количество безработных тогда задействовали на строительстве целой сети городских дорог и магистралей федерального значения, которая впоследствии послужила отличной опорой для экономики. Люди во время кризиса получили так необходимую им работу, а государство – тысячи километров превосходных дорог, связавших воедино города и штаты. Тремя десятилетиями позже аналогичный способ опробовала Бразилия. Правда, дело закончилось не так хорошо, а скорее даже наоборот.
Бразильский эксперимент
В принципе, бразильское правительство думало в правильном направлении. Идея была очень амбициозной, а потенциальная польза огромной. Государственные деятели решили построить длинную магистраль, пересекающую страну из конца в конец, и с её помощью реализовать ещё несколько столь же больших проектов. Во-первых, дорога должна была дать свободный доступ к отдалённым районам, куда добраться было очень сложно из-за непроходимых лесов. Живущие там фермеры часто страдали от засухи и не могли как следует развивать собственное хозяйство. В принципе, от этого страдали не только они, но и государство в целом, поскольку пользы от таких фермерских хозяйств было очень мало.
Во-вторых, на всём протяжении магистрали Бразилия планировала основать целую цепь городов с расстоянием между ними около ста километров. Таким образом собирались запустить освоение новых территорий, на которых практически никто не жил. В свою очередь это позволило бы запустить шахты по добыче полезных ископаемых и многочисленные заводы, приносящие реальные деньги. В-третьих же, магистраль должна была помочь наполнить рынок дешёвой сельскохозяйственной продукцией, получаемых от тех же самых фермеров.
Большие надежды и катастрофа
Во время планирования Трансамазонского шоссе текущие власти Бразилии не задумывались о таких пустяках, как воздействие на экологию, тщательный анализ окружающей среды, прогнозы существующих рисков и долговременное планирование с их учётом. Дорога оставалась всего лишь дорогой, её модно было построить где угодно, лишь бы была ровная площадка, чтобы засыпать её гравием и уложить сверху асфальтовое или бетонное покрытие. Именно с таким подходом и была начата реализация самого масштабного проекта того времени. Правда, на его старте стало более чем очевидно, что масштаб оказался слишком уж большим, и длину магистрали сократили практически в два раза.
Тем не менее даже в этом случае проблемы появились уже в самом начале. Строительные работы велись сразу на нескольких участках, но лёгкого доступа к ним не было. Трудившихся там рабочих привозили на самолётах или лодках, припасы для них доставлялись точно таким же способом. Связи со строителями не было никакой, а процессом руководили отнюдь не специалисты своего дела, да и придерживаться какой-то особой технологии никто не собирался. Последняя же выглядела совсем просто: сначала вырубить лес, потом разровнять место для дороги, а сверху насыпать немного гравия. При этом дорога получалась очень посредственной даже по меркам грунтовки, но поверх всего этого потом собирались уложить асфальт.
Поскольку общепринятым правилам никто следовать не собирался, а исследованиям не уделялось никакого внимания, последствия не заставили себя ждать. Почва оказалась совсем не такой, как ожидалось. Она была глинистой, в больших количествах поглощала воду и раскисала, а культурные растения плохо на ней приживались и давали скудный урожай. Это нанесло сокрушительный удар по многочисленным фермерам, переселившимся в тот район за предложенную им государственную поддержку и льготные условия в получении кредитов.
Оказавшиеся в тяжёлых условиях строители смогли заасфальтировать только около двухсот километров дороги, а оставшаяся грунтовка раскисала под воздействием проливных дождей и превращалась в непролазное болото. Даже те фермеры, которым посчастливилось собрать хороший урожай, не могли отправить его на продажу из-за сезона дождей. К тому же они взяли огромное количество кредитов, но не могли их вернуть, поскольку продать им было нечего. Конечно, они впоследствии нашли выход и стали разводить скот, но для этого им пришлось в больших количествах выжигать леса, что в итоге обернулось эрозией почвы и превратило местность в глинистую пустыню, на которой больше ничего расти не может.
Сейчас Трансамазонское шоссе – это всего лишь перепаханная грунтовка, условно проходимая лишь в сухое время года, а местность вокруг неё местами напоминает яркую иллюстрацию к рассказам об экологической техногенной катастрофе. Правда, Бразилия не оставляет надежд завершить этот проект, но для этого потребуется долговременное финансирование невиданных масштабов, поэтому надежд на благоприятный исход очень мало.
Удивительные транспортные магистрали прокладывают не только по суше, но и на море, причём проносятся по ним самые быстрые поезда в мире.