На текущий момент сложно найти человека, который не понимал бы, насколько важен танк для вооружённых сил любой страны. Их созданию удаляется много внимания, а совершенствованию и разработке более новых модификаций и моделей – ещё больше. Время от времени ведущие компании мира представляют свои инновационные разработки, которые вполне могут занять полагающееся им место в рядах вооружённых сил.
«Абрамс»
Работы по созданию нового американского танка были начаты ещё в начале 1950-х годов. До начала 1970-х была наработана большая техническая база, воплощённая в нескольких экспериментальных моделях. В 1970 году Министерство обороны США объявило конкурс на разработку перспективного танка, который стал бы основным на вооружении страны. В нём приняли участие General Motors и Chrysler Defense. В конечном итоге, руководствуясь политическими мотивами, предпочтение отдали разработке «Крайслера», а в 1980 году началось массовое производство танков M1 Abrams.
Хоть М1 приняли на вооружение и до сих используют их в качестве бронетанковой ударной силы, отношение к ним совсем неоднозначное. Конечно, они выполняют свою роль и обладают несколькими отличными качествами, но целый ряд конструктивных решений вызывают большие сомнения. Прежде всего, разработчика буквально заставили перейти от дизеля к газотурбинному двигателю, в результате чего расход топлива у «Абрамса» чрезвычайно велик, а требования к подаваемому внутрь воздуху очень высоки, что создаёт определённые проблемы на марше. Несмотря на это, мощности силовой установки явно не хватает, чтобы поворачивать башню (этим занимается отдельный дизельный мотор), а высокая температура выхлопа делает из танка отличную мишень для ракет с тепловым наведением.
Танки M1 Abrams до сих пор массово используются армией Соединённых Штатов и нуждаются в существенной модернизации. В связи с этим компания General Dynamics Land Systems уже долгое время вплотную работает над созданием модернизированной версии «Абрамса». Его прототип представили на выставке AUSA, прошедшей с 7 по 12 октября 2022 года.
Abrams-X
Именно так назвали представленный широкой общественности новый прототип. Как заявил разработчик, в конструкцию танка включили все полезные наработки, вошедшие в обновления «Абрамса» на текущий момент, вплоть до версии M1A3 SEP V3 и V4. В нём экипаж в составе трёх человек (один в сокращённой версии) размещается в передней части сварного корпуса. В башне разместили автомат заряжания, который самостоятельно перезаряжает основное 120-миллиметровое орудие и выбрасывает отработанную гильзу. Для прицеливания используются два прибора на крыше, они обладают обзором 360 градусов и совмещают в себе прибор дневного видения, тепловизор и лазерный дальномер.
При этом экипаж имеет доступ к современному цифровому оснащению. При помощи компьютеризированных систем полученные внешние данные «сшиваются», образуя полную панораму, отображаемую на внутренних экранах. Эта информация доступна всем членам экипажа. По словам General Dynamics Land Systems, цифровая платформа создавалась как открытая система, которую можно менять в соответствии с текущей потребностью в модернизации и добавлении каких-либо функций. При этом функционал платформы очень широк и позволяет постоянно взаимодействовать с автономной техникой (беспилотными системами) и на земле, и в воздухе. Фактически это превращает Abrams-X в хаб для управления роботизированными средствами наступления и разведки.
Боевые и оборонительные системы также получили ряд модификаций. Вместо ставшего стандартным 50-миллиметрового пулемёта на крышу поставили автоматизированную 30-миллиметровую пушку, управляемую бортовой системой. Она может стрелять, в том числе и специализированными боеприпасами как по наземным целям, так и по беспилотникам. Дополнительно установили ситуационную систему уведомления и обнаружения угроз, улучшенную активную защиту и других «помощников». Всю платформу сделали модульной, поэтому при необходимости её можно модернизировать с помощью новых систем вооружения.
Одно из новшеств – гибридная силовая установка. Непосредственно танк приводится в действие при помощи электромоторов, а электроэнергию обеспечивает генератор на основе усовершенствованного дизельного двигателя Cummings. Помимо этого, Abrams-X снабдили аккумуляторной батареей, на которую он может переключаться в периоды сниженного потребления энергии, к примеру, во время простоя. По сравнению с текущей моделью, расход топлива снизился на 50% при сохранении дальности действия, масса тоже уменьшилась, что позволит использовать танк на местности, плохо приспособленной для передвижения техники.
Пока что Abrams-X – всего лишь прототип. На текущий момент ничего неизвестно ни о сложности его производства, ни о стоимости. Фактически он представляет собой витрину современных технологий, поэтому совершенно непонятно, что именно может войти в серийную модель, если она всё-таки будет.
Бронированная техника, некогда бывшая на вооружении, находит своё место и в гражданской жизни в качестве вездеходов для охоты, рыбалки и сельхозработ.