В 1960-1970 годы автомобильных конструкторов в разных уголках мира плотно захватила идея создания универсальной повседневной машины-амфибии. Больше всего попыток предпринималось в США, Великобритании, Франции, не отставал и Советский Союз. Одной из наиболее известных отечественных опытных моделей стала машина под названием «Ихтиандр», созданная в 1971 году группой конструкторов-энтузиастов под руководством И. Рикмана. Идея была предельно просто: создать автомобиль повышенной проходимости, который в один момент, мог бы съехать с ухабистого бездорожья на водную гладь и отправиться в плаванье. Не так просто оказалось воплотить эту идею в жизнь.
Кузов «Ихтиандра» напоминает минивэн с обводами днища, как у катера. Такая конструкция была необходима для обеспечения устойчивости на воде и защиты от протечек. Единственным недостатком кузова было то, что его форма затрудняла еще больше и без того непростую посадку-высадку пассажиров. Внутри корпус транспортного средства был поделен конструкторами на три полностью герметичных отсека: багажник с подкапотным пространством (он располагался впереди), кают-компания (салон) и корма с машинным отделением.
Так, в переднем отсеке «Инхтиандра» под багажником находился аккумулятор, система рулевого управления, а также цилиндры сцепления машины и тормозной системы амфибии. Коробка передач и двигатель мощностью 70 л.с от ЗАЗ-966 были установлены в заднем отсеке. Для охлаждения силовой установки использовалось 3 радиатора. При этом частично оно выполнялось за счет воды, забранной извне прямо вовремя плаванья. Отдельно следует вспомнить про организацию подвески. Она у амфибии была независимой и торсионной, большинство узлов конструкторы взяли у ЗАЗ-368.
Герметичность конструкции автомобиля обеспечивалась эластичными прокладками. В движение на воде амфибия приводилась самодельным водометом. На суше автомобиль разгонялся до 120 км/ч, а на воде до 20 км/ч. Несмотря на то, что в массовое производство машина не пошла, в 1979 году новенькая амфибия приняла участие в пробеге кустарных авто и даже снялась в кино! В общей сложности «Ихтиандр-1» прошел более 400 тысяч километров и проплыл еще почти 1 тысячу. В 1990-е годы был создан улучшенный вариант – «Ихтиандр-2». В 2013 году его приобрел коллекционер из Германии и теперь раритетный автомобиль прибывает там.
В продолжение темы читайте про то, как нашли ангар с десятками редких автомобилей советской эпохи обнаружен в Москве.