МЗКТ специализируется на разработке и производстве колёсных тягачей, а продукция завода уже очень долгое время идёт на экспорт. За рубежом белорусские тягачи оценили по достоинству, и теперь их можно найти в самых отдалённых странах. Некоторые модели разрабатываются под требования заказчика и в итоге превращаются в нечто уникальное. К примеру, Объединённые Арабские Эмираты получили современный танковоз-автопоезд.
Арабские тягачи
Минский производитель уже давно сотрудничает с Арабскими Эмиратами и успел создать себе солидную репутацию. Новенький танковозный автопоезд – это не первый заказ и вряд ли последний, а начало плодотворному сотрудничеству было положено ещё во времена Советского Союза, до прямого знакомства арабов с МЗКТ. В конце 1950 годов между СССР и ОАЭ было подписано соглашение о долговременном сотрудничестве и технической поддержке. В соответствии с ним в пустыне Тхувайтха построили ядерный реактор для исследовательских целей, и всё было хорошо до того момента, когда в 1981 году Израиль атаковал объекты атомной энергетики. После того как Советский Союз передал Багдаду ракеты Р-17, здесь и узнали о существовании минских тягачей МАЗ-543.
Ракетные установки в итоге оказались в нескольких странах: в Йемене, Ливии, Иране, Египте, в Сирии и в ОАЭ. Впоследствии их обновили, а когда в Арабских Эмиратах возникла потребность в армейских тягачах, они вспомнили о белорусском заводе. Первым грузовиком для ОАЭ стал МЗКТ-79098, он представлял собой четырёхосную бортовую платформу с манипулятором, разработкой которого занялись в 1995 году. Очередной заказ последовал ещё через два года, это было длиннобазное шасси МЗКТ-79097-30, его использовали в качестве основы для создания домов на колёсах.
В том же 1997 году Объединённые Арабские Эмираты объявили тендер на создание танкового тягача, и минский завод, разумеется, тоже в нём участвовал. Так появилась уникальная разработка – седельный тягач МЗКТ-74135. Четырёхосное полноприводное шасси венчала огромная кабина, позаимствованная у другой военной модели. В ней было два ряда кресел, а рассчитана она была на семь человек. Одной из отличительных особенностей грузовика был длинный капот, а под ним находился Deutz MWM TBD234, 12-цилиндровый дизельных двигатель от немецкого производителя, работавший с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Правда, заказчикам изначально не понравился результат. Тягач испытывали с французской грузовой платформой и на неё помещался только один танк, в том время как они хотели дополнительно перевозить ещё пару БТРов. В итоге тягач переработали и ко второму этапу конкурса представили автопоезд с двумя грузовыми платформами.
МЗКТ-74135 радикальным образом переработали, даже кабину изменили. В новом исполнении она была четырёхдверной, а количество посадочных мест увеличилось до девяти. Кроме того, конструкторы предусмотрели возможность установки навесной брони, а под капот упрятали новый дизельный двигатель Mercedes-Benz OM 444LA объёмом 22 литра. Конкурсный прототип был готов к 2004 году, а после всех согласований 2006 году началось серийное производство, всего было сделано 40 экземпляров.
Танковоз со сложным названием
На ближайшие десять лет сотрудничество между МЗКТ и Арабскими Эмиратами свелось к минимуму, пока в 2006 году не пришло время модернизировать автопарк и заменить танковозы на более актуальные версии. В ОАЭ вновь объявили тендер, и он опять достался белорусскому заводу. Конструкцию МЗКТ-74135 существенно переработали, послу чего тягач радикально изменил свой внешний вид и приобрёл довольно длинное и непонятное имя: МЗКТ-741351+999421+837211.
Во-первых, изменилась конструкция грузовых платформ. Их сделали прямыми, то есть на ближнюю к тягачу платформу можно заехать без необходимости их расцеплять. Во-вторых, изменили компоновку самого тягача: поскольку общая длина получалась очень большой, для её уменьшения кабину сделали бескапотной, а двигатель расположили позади неё. Кроме того, внутри предусмотрели места для хранения оружия и экипировки. Интересным отличием от прочих подобных проектов был люк в крыше, позволяющий добраться до пулемётной турели, а также холодильник. Всё это устанавливалось по требованию заказчика.
Двигатель тоже заменили, теперь тягач приводился в движение 6-цилиндровым рядным двигателем Caterpillar C18 мощностью 812 лошадей. Помимо двигателя, за кабиной расположены три лебёдки. Две из них предназначены для того, чтобы затягивать технику на платформы, а третья поднимает запасное колесо. Подвеска на каждой оси независимая, но переднюю тележку поставили продольные торсионы и поперечные рычаги, а заднюю на рессорно-балансирную подвеску.
Первая часть названия МЗКТ-741351+999421+837211 – этого непосредственно тягач, а две остальные представляют полуприцепы, причём в их конструкции тоже есть немало интересного. У полуприцепа МЗКТ-999421 шесть осей, причём колёса на второй и третьей сделаны полноуправляемыми. В передней его части находится дизельный двигатель Caterpillar C1.5, который приводит в действие систему подкачки колёс.
Сам полуприцеп весит 28 тонн, а перевозить на нём можно 76 тонн. Второй полуприцеп МЗКТ-837211 шестиосный и немного меньше первого, причём оба они оснащены гидробалансирной подвеской. Общая длина автопоезда составляет 42 метра, а дальность поездки – 800 километров в трёхзвенном режиме. Расход топлива, правда, очень большой, поэтому топливные баки рассчитаны на полторы тысячи литров.
В России тягачи тоже строят тягачи, в том числе и КамАЗ, а одна из его последних разработок — ракетный тягач КамАЗ-7850.