На протяжении долгих лет ЗИЛ-130 был основным грузовым транспортом во время выполнения многочисленных работ. Его производство начали ещё в 1962 году, впоследствии грузовик стал одним из самых массовых. Одна же из сфер его использования — это армия, где он получил широкое применение. Использовался ЗИЛ-130, в основном, для перевозки грузов и выполнения сопутствующих задач, боевое вооружение устанавливали на него очень редко.
ЗИЛ-130 в армии
Основным армейским исполнением был бортовой грузовик с деревянным кузовом и продольными скамьями. На них перевозили военнослужащих, занимались доставкой продовольствия и прочих грузов, в том числе и по дорогам общего назначения. Время от времени на них монтировали различные надстройки, расширяя сферу использования.
Иногда грузовики эксплуатировались во время парадов или для испытания некоторых видов вооружений, например, зенитных установок или ракетных комплексов. Одной из модификаций стал экспериментальный грузовик ЗИЛ-431410, его оборудовали высокобортным кузовом, а пространство под тентом обогревалось при помощи отопителя, работающего на жидком топливе.
Ещё одной востребованной модификацией были фургоны разного назначения. Один из них создали на основе армейского фургона К-66: кузов К-66У2 имел бескаркасную конструкцию с изоляцией из армированного пенопласта, на него устанавливали оборудованную фильтрами вентиляционную установку.
Ещё одна версия деревометаллического фургона КУНГ-1М оснащалась собственными системами жизнеобеспечения, при этом была герметичной и успешно использовалась для установки различной электронной техники.
Средства связи
На платформах ЗИЛ-431412 и ЗИЛ-130Е, оборудованных фургонами КУНГ-1М, монтировалось многочисленное радиотехническое оборудование. Они использовались для работы на аэродромах, причём только в стационарном варианте, поскольку антенны были слишком большими для транспортировки и собирались исключительно на месте. К примеру, радиостанция ПАР-8СС состояла из двух частей, включая прицеп с блоком питания и управляющим оборудованием.
Также на основе ЗИЛе-130Е собирали СКП-9МВ, базировавшийся на аэродромах командный пункт. Его особенностью был застеклённый наблюдательный фонарь на крыше для руководителя полётов. Грузовик оборудовался двумя большими антеннами телескопической конструкции и прицепом, в котором монтировалась электростанция и перевозилась дополнительная радиоэлектронная техника.
Топливная служба
Грузовики ЗИЛ-130 использовались, в том числе для установки бензонасосов и автоцистерн. На эту платформу ставили, к примеру, ПСГ-160, станцию для перекачивания топлива, которая приводилась в действие непосредственно двигателем через коробку отбора мощности.
Это шасси использовали и для установки автоцистерн, например, АТЗ-3,8-130. Автозаправщик мог работать сразу с шестью рукавами, оборудовался вихревым насосом и фильтром, предназначенным для очистки топлива.
Аэродромная техника
Универсальной машиной стал грузовик АКПМ-3 на базе ЗИЛ-431412. Он оборудовался автоцистерной с водой, поливочными механизмами и щётками. Обычно его использовали для чистки взлётно-посадочной полосы от грязи и снега, но вполне могли применять для тушения пожаров и спецобработки самолётов.
Одной из самых распространённых машин была маячная станция АПМ-90. Она оснащалась мощным прожектором и предназначалась для освещения военных аэродромов. Помимо прожектора, на неё ставили оборудование для связи и пеленгатор.
Одним из самых необычных применений грузовика ЗИЛ-130Е стал световой маяк КНС-1ПМ-2. По сути, он представлял собой всенаправленный источник света большой мощности, управляемый специальным блоком. Его было видно за 75 километров, а предназначался он для подачи сигналов самолётам, причём азбукой Морзе.
Периодически ЗИЛ-130 становится мишенью мастеров автотюнинга. Из него сделали, в том числе и эвакуатор на пневмоподвеске.