В СССР в перечне дефицитных товаров были не только сосиски и телевизоры, но и автомобили. Даже если у тебя была нужная сумма для приобретения заветного авто, чтобы купить его нужно быть выстоять в очереди не один месяц. Борис Каравкин из Минска решил, что автомобиль в такой ситуации проще собрать самому, что он и сделал. На своей «Фантазии» (именно так называется машина) минчанин ездит уже более четырёх десятилетий.
Минчанин Борис Каравкин – художник. Автомобиль своими руками он решил собрать ещё в 1968 году и на его создание потратил 5 лет. Дизайн автомобиля получился ярким и запоминающимся – «Фантазия» на дороге среди советских авто выглядела весьма экстравагантно, куда интереснее, чем серийные «Жигули» и «Москвичи».
Яркой деталью дизайна стала широкая задняя стойка и сдвижные двери спереди. Это было пиком шика в то время.
Борис Каравкин с удовольствием рассказывает о своём проекте журналистам. По его словам, ещё школьником он занимался в авиамодельном кружке, а уже во взрослой жизни ему пришлось поработать слесарем, фрезеровщиком, токарем. Был у него и опыт конструирования: вместе с приятелем сделали аэросани. А когда Борис увидел, что его товарищ своими руками собрал собственный автомобиль, то просто загорелся этой идеей – ведь в те времена, чтобы накопить денег на авто и дождаться, пока подойдёт очередь на покупку, потребовалось бы несколько лет.
Сначала Борис задумал сделать машину из стеклопластика, но потом решил, что автомобиль из металла – и надёжнее на дороге, и проще технологически. Помогали ему и коллеги по работе, и супруга. Работу замедлял дефицит запчастей. Когда машина была готова, встал вопрос, как назвать автомобиль. «Старт», «Мечта», «Искра» и даже «Булорусочка» — вариантов было огромное количество. А мать конструктора предложила назвать самоделку «Фантазия». И в 1974 году автомобиль под этим именем поставили на учёт в ГАИ.
Стоит отметить, что автомобиль выглядит как экспериментальная модель некой серийной версии. И хотя его интерьере и экстерьере угадываются элементы различных машин, выглядит он весьма самобытно.
Освещение салона обеспечивают два потолочных плафона. А большого размера плоские окна дают прекрасную обзорность.
С водительским сидением и вовсе было придумано оригинальное решение – его можно поворачивать к выходу, таким образом существенно облегчая посадку в салон. Сегодня такое решение используется, например, в микроавтобусе Volkswagen Multivan, но на то время это была действительно инновационная фишка.
Двери автомобиля автор проекта сделал сдвижными с механизмом опускания и поднятия стёкол. Чтобы открыть дверь необходимо всего лишь нажать кнопку в полу.
Весит «Фантазия» около 1600 кг, как серийный автомобиль «Жигули». И это благодаря надёжному кузову с пространственной жёсткой рамой. Минусом можно считать не очень рациональное решение с алюминиевой обшивкой, на которой плохо держится краска.
Сначала мастер установил на своего железного коня движок от «Запорожца», который, как и положено, находился в задней части авто. Позже этот двигатель поменяли на мотор от «Жигулей» мощностью 64 л.с. Вместе с этом автомобиль сделали заднеприводным с 4-ступенчатой коробкой передач.
После переноса двигателя багажник перенесли в заднюю часть. Заднее сидение съёмное, благодаря чему сзади можно перевозить габаритные вещи. Пол в задней части салона разбирается для того, чтобы получить доступ к подвеске.
Задняя подвеску автомобиля позаимствована у «Запорожца», а передняя – самодельная, созданная по типу McPherson.
Сегодня пробег белорусской «Фантазии» составляет 290 тысяч километров. И хотя в её истории были и аварии, и поломки автомобиль всё ещё на ходу.