С каждым годом автомобиль всё больше превращается в гаджет на колёсах с неимоверным количеством функций. Особенно это касается электромобилей, функционал которых растёт и вширь, и вглубь едва ли не по часам. Впрочем, и в обычных автомобилях хватает высокотехнологичных опций.
А нужно ли оно?
Этот риторический вопрос задаёт себе каждый покупатель современного автомобиля. Количество опций в нём настолько велико, что для перечисления всех требуется немало времени. Некоторые из предлагаемых функций очень удобны и могут сильно облегчить жизнь водителя или увеличить комфорт пассажиров. Другие же, с одной стороны, могут быть полезными, а с другой, в самом их существовании или работе есть много недостатков, как явных, так и скрытых. Самое же плохое, что и те, и другие стоят денег, особенно если это какая-нибудь экзотика. Согласно проведённым опросам, больше 70% респондентов с радостью бы отказались от большей части опций, если от этого будет зависеть цена машины.
1. Автопилот и отдельные электронные ассистенты
Если автомобиль принадлежит к ценовой категории выше среднего, в него наверняка воткнут автопилот третьего или четвёртого уровня автономности. Полноценного автопилота пятого уровня автономности, то есть не зависящего от человека, пока что не существует, но разработки ведутся, например, «Теслой». При этом бортовая система может брать на себя часть функций водителя и при необходимости принимать за него некоторые решения. Яркий тому пример – ассистент системы экстренного торможения или же контроль полосы. В первом случае автомобиль при помощи камер и внешних датчиков может «видеть» препятствия перед машиной и тормозить, если возникает риск столкновения. Во втором случае электронный помощник самостоятельно возвращает машину на полосу, если водитель почему-то отклоняется в сторону.
В случае с полноценным автопилотом тот может частично брать на себя процесс вождения, правда, с большими ограничениями. Например, исключительно на трассе, где требуется минимальное вмешательство в процесс. Конечно, везде есть ограничения, которые могут и не дать полностью воспользоваться такими функциями: плохая разметка на дороге, нечёткие дорожные знаки и прочие.
2. Бесконтактное открытие багажника
Это крайне удобная функция, о которой мечтают владельцы больших семейных автомобилей. Впервые она появилась ещё в 2011 году на Volkswagen Passat. Изначально опция была дорогой, а теперь стала стандартной (но платной) для автомобилей среднего ценового сегмента. Суть её очень простая – открыть пятую дверь, просто помахав ногой под задним бампером, где и находится ёмкостной датчик. Разумеется, ключи должны быть в кармане, иначе не сработает. Некоторые модели таким образом производят и обратный процесс – закрывают багажник.
3. Интерфейс подключения мобильного телефона
Если бы не эта опция, слова о гаджетах на колёсах вполне могли бы считаться не очень хорошей шуткой. Тем не менее подключение смартфона по стандартам Android Auto и Apple CarPlay превратили автомобиль в продолжение телефона. Теперь при желании можно интегрировать смартфон в бортовую систему и расширить таким образом её функционал. Среди имеющихся функций присутствуют голосовое управление функциями автомобиля, доступ к установленным приложениям, интеграция с бортовой навигационной системой, управление звонками и многие другие.
4. Цифровая приборная панель
Эта функция оказалась настолько полезной, что даже в бюджетных автомобилях цифровая приборная панель устанавливается уже в базовой комплектации по умолчанию. Помимо вполне очевидной информации, такой как скорость и температура двигателя, водитель получает массу дополнительной. Он может контролировать состояние различных систем, получать информацию от навигации и управлять различными функциями. Удобство использования и функционал зависят исключительно от производителя, класса машины и эргономики программного обеспечения.
5. Проекционный экран
Это одно из последних автомобильных приобретений, и оно постепенно становится очень популярным. Центральная часть этого изобретения – проектор перед лобовым стеклом, он воссоздаёт на стекле изображение для водителя, по сути, вторую приборную панель. На ней могут отображаться дорожные подсказки, предупреждения навигационной системы или электронных помощников. Пока что эта технология несовершенна, но она развивается и в основном устанавливается на более дорогие модели.
6. Камеры внешнего обзора
Когда-то камеры были роскошью, а сейчас они – насущная необходимость. Камеры заднего вида устанавливают даже на сравнительно бюджетные модели, не говоря уже о более дорогих. Как минимум, водитель с их помощью видит обычно непросматриваемые зоны, а в более дорогих моделях информацию с них получает бортовая система. Она предотвращает столкновения, следит за характером дороги и активно помогает водителю. Камеры показали себя крайне полезным дополнением, правда, стоят они дорого.
Одна из самых востребованных опций в автомобиле — кондиционер. Устанавливаются они давно, а первые так вообще занимали очень много места.