Советский автопром сильно отставал от других стран. Во всём цивилизованном мире автомобили, произведённые в СССР, считались непривлекательными внешне, неудобными внутри и устаревшими по части технического оснащения. Вместе с тем ряд советских автомобилей, как и некоторые машины из других социалистических стран, можно назвать достижением в автомобилестроении.
Tatra-603
Компания Tatra в своё время пыталась наладить выпуск легковых автомобилей, но единственная серийная машина для широкого покупателя выпускалась много лет и очень быстро устарела. В 1955 году производитель представил модель Tatra-603. Автомобиль имел отличный внешний вид и приличные возможности, его даже отметили на конкурсе элегантности, проводимом в Висбадене. Единственный недостаток Tatra-603 был в предназначении – он выпускался исключительно для правительственных чиновников. Последующая модификация Tatra-613 положения не спасла. Пятиметровая представительская машина оказалась слишком дорогой в производстве, она не нашла покупателя и не оправдала себя.
Trabant
Эту малолитражку выпустили в Восточной Германии в 1957 году. Её постарались сделать как можно легче, ради чего даже каркас кузова изготовили из дерева. Первые автомобили обшивались фанерой, которую впоследствии заменили на пластик. Вероятно, ни одна другая машина не вызывала столько смеха, как эта. Её компоновка была переднемоторной и переднеприводной, а бензобак располагался прямо под капотом, из-за чего любая авария могла стать фатальной. Ещё более интересной является топливная система – у машины отсутствовал бензонасос, его выкинули, пытаясь облегчить конструкцию. Топливо в двигатель подавалось самотёком, стекая прямо из карбюратора. Несмотря на всё это, машин в продаже не хватало, а очередь на покупку Trabant растягивалась на годы. Причина – чрезвычайно смешная цена (чуть дороже мотоцикла). До 1991 года выпустили 2,8 миллиона экземпляров.
Польский «Фиат»
После заключения лицензионного соглашения с Fiat началось производство двух моделей. Первая, Polski Fiat 125p, была обычным седаном, нашедшим себе немало покупателей. Его внешний вид вполне оправдывал все ассоциации с названием «Фиат». Автомобиль пользовался большим спросом и выпускался в трёх вариантах кузова: седан, пикап и универсал. Гораздо более интересной является вторая модель Polski Fiat 126p. Эта малолитражка создавалась специально для городских условий. Несмотря на его миниатюрные размеры, в салоне вполне могло поместиться до шести человек. При этом под капотом стоял маленький мотор объёмом 594 или 652 «кубика» и мощностью 23 лошадиные силы. Всего было произведено более 3,6 миллиона моделей.
Barkas B 1000
Этот универсальный автомобиль можно назвать помощником на все случаи жизни. Он выпускался в многочисленных вариантах, пользующихся большим спросом. Пассажирский фургон использовали и для экскурсий, и в качестве семейного автомобиля. Грузовые варианты в виде фургонов с жестким кузовом или тентом использовались частными предпринимателями, а бортовую машину можно было увидеть в частном хозяйстве. Были и более интересные варианты, например, дом на колёсах или длиннобазный трёхосный бортовой автомобиль с тентом.
ВАЗ-2101
В 1970 году начался выпуск одного из самых популярных автомобилей в истории отечественного автопрома, ВАЗ-2101. «Копейка» появилась благодаря приобретению лицензии на производство FIAT-124. Итальянские разработчики после многочисленных испытаний на отечественных полигонах создали улучшенную версию, адаптированную для местных дорог и климата. При этом автомобиль дополнительно получил повышенную комфортабельность. «Жигули» до сих пор можно увидеть на дорогах во вполне рабочем состоянии.
ГАЗ-21
В своё время первая «Волга» была красной мечтой многочисленных автолюбителей, вот только позволить себе её мог не каждый. Благодаря усилиям конструкторов, ГАЗ-21 стал первым автомобилем, серийно получившим автоматическую коробку передач. Для этого специально закупили несколько американских автомобилей, на которых была установлена двух- и трёхступенчатый автомат. «Волга» и сегодня имеет многочисленных фанатов, которые их находят и реставрируют.
Wartburg
Автомобили этой марки пользовались особым спросом. Они обладали изысканными линиями и комфортабельным салоном. Особым спросом пользовался кабриолет со съёмной тентовой крышей. Производитель мог внедрить передовые на тот момент решения, но по разным причинам они не были воплощены в жизнь. К 1980 годам имевшиеся автомобили уже успели устареть, а прогрессивные модели, разработанные специалистами компании, так и не были запущены в серийное производство.
ГАЗ-21 «Волга» пользуется спросом не только у почитателей этой модели, но и у автотюнеров. На её основе делают весьма интересные проекты, такие как кабриолет с прицепом.