BKPMot Smyk: Несостоявшийся польский микрокар

Наверное, в каждой стране в своё время делались попытки создать компактный, экономичный и, главное, дешёвый автомобиль. И Польша тоже не стала исключением. В 1957 году был собран первый прототип мотоколяски Smyk, на которую многие возлагали большие надежды.

Дёшево и сердито

Когда приходят тяжёлые времена, производители стараются снизить затраты и выпустить на рынок продукт, соответствующий покупательской способности. С автомобилями происходит то же самое. 1950-е годы для многих стран стали большим испытанием, и автопромышленники нашли собственный выход из сложившейся ситуации. Им стали мотоколяски, дешёвые и простые, но позволяющие добраться до места назначения.

Одной из самых известных является ISO Isetta итальянского производства, выпущенная в 1952 году. Её нельзя было даже назвать машиной, поскольку она приводилась в действие крошечным мотоциклетным мотором. Впрочем, мотоколяска Isetta приобрела настолько большую популярность, что по всему миру появилось немало её клонов и лицензионных копий. В Варшавском конструкторском бюро автомобильной промышленности тоже решили сделать собственную мотоколяску.

Микрокар Smyk

Польские специалисты из BKPMot в 1956 году ударными темпами начали работу над собственной мотоколяской, а в 1957 году готовый прототип уже отправился на ходовые испытания. Впрочем, подобная работоспособность перестаёт быть удивительной при первом взгляде на Smyk, уж очень он похож на итальянский микрокар, выпущенный пятью годами ранее.

Мотоколяска получила стальной кузов на пространственной раме и маленький одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением от мотоцикла Junak объёмом 350 кубиков и мощностью 17 лошадиных сил.

Микрокар Smyk с посадочной формулой «2+2» был рассчитан на двух взрослых и двух детей, на тесном заднем сидении только ребёнок и поместился бы. При этом попасть в салон можно было через единственную дверь, которую сделали по образу и подобию ISO Isetta: вся передняя часть машины открывается вместе с рулевым управлением.

На передней панели присутствовали только основные приборы: спидометр, индикаторы уровня топлива и заряда батареи, а также выключатели для поворотников и света. Передачи переключались двумя рычагами, поскольку для задней пришлось установить отдельный. В снаряжённом виде Smyk весил 470 килограмм и мог перевозить полезную нагрузку до 200 килограмм.

После череды модификаций польским специалистам всё-таки удалось собрать вполне рабочий прототип. Всего было изготовлено около 25 экземпляров, в том числе и несколько с кузовом из ламината.

К сожалению, мотоколяска Smyk оказалась не без изъянов. Несмотря на небольшой объём мотора, за каждую сотню он выпивал 5 литров топлива. Несмотря на все попытки инженеров стабилизировать подвеску, поездка на максимальной скорости в 70 км/ч сама по себе представляла собой большой подвиг. К тому же, в отличие от ISO Isetta, дверь открывалась не вбок, а откидывалась вниз, что превращало посадку в сложный акробатический трюк.

В итоге в серийное производство вместо Smyk отправили более перспективный микрокар, Micrus. На текущий момент известно о десяти экземпляров мотоколяски, сохранившихся в частных коллекциях.

Среди всех мотоколясок, когда-либо придуманных инженерами по всему миру, выделяется чехословацкий Oskar с кузовом из кожзама.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓