Экстремальные гонки – одно из самых нестандартных и интересных применений авто- и мототехники. Для этих целей не подходят стандартные мотоциклы и автомобили, они изготавливаются вручную с учётом условий соревнований, а также вида и состояния трассы. Впрочем, результат всегда получается удивительным, а транспортное средство – уникальным. К примеру, в 1920-х годах компания Excelsior Motor Company выпустила экстремальный гоночный мотоцикл на базе своей собственной модели, чтобы поучаствовать во внедорожных гонках Hill Climb Racing.
Опасное увлечение
Даже автомобильные гонки нельзя назвать безопасным видом деятельности. На трассе периодически происходят аварии, машины превращаются в металлолом, пилоты получают травмы, а то и вовсе гибнут. К счастью, это случается не часто, а вот с гонками на мотоциклах всё гораздо сложнее. Здесь гонщиков можно разделить на тех, кто уже успел упасть во время заезда, и тех, кто пока что этого не сделал. Падают все, и иногда очень серьёзно. По большей части, всё зависит от вида гонок и сложности трассы, в некоторых из них количество несчастных случаев просто зашкаливает. К примеру, гонка Isle of Man TT, которая проводится на острове Мэн, Великобритания, считается одной из самых опасных. За весь период проведения погибло более 260 человек, включая зрителей и полицейских, наблюдающих за порядком.
Конечно, не все гонки имеют настолько дурную славу, хоть и нельзя сказать, что они проходят на простых трассах. Одна из наиболее популярных – «Подъём на гору». Этот вид соревнований предполагает заезд на склон холма, он проводится во многих странах, причём стандарта по сложности и длине трасы нет, они везде разные. В Великобритании эта гонка (Hillclimbing) проводится в нескольких локациях и каждый раз собирает огромное число зрителей. Её организуют уже много лет, и каждый участник (команда) готовит свой собственный мотоцикл, который сильно отличается от серийных моделей. Big Bertha – один из них, его построили специально для участия в Hillclimbing ещё в 1928 году.
«Большая Берта»
Участие в гонках – это отличная возможности для производителей показать свою продукцию и уровень навыков собственных специалистов. В случае успеха или же просто хороших результатов получается отличная реклама. В своё время Excelsior Motor Company, британский производитель мотоциклов и велосипедов, сделал то же самое. Компания заключила договор с известным тогда гонщиком Джо Петрали, который до того момента участвовал в заездах на мотоциклах Harley-Davidson.
Для гонок Hillclimbing на основе уже существующей модели разработали специализированный мотоцикл, «Большую Берту». В его конструкции учли некоторые нюансы трассы. Например, уменьшили размер бензобака, поскольку трасса достаточно короткая, её длина составляет всего около полутора километров. К тому же, сам мотоцикл стал при этом легче.
Раму усилили, чтобы обеспечить ей высокую прочность, а на заднее колесо одели цепь для лучшего сцепления с дорогой. Отличительной особенностью «Большой Берты» стал двигатель. Основой для него послужили цилиндры от собственных одноцилиндровых моторов. Литровый (61 кубический дюйм) двухцилиндровый двигатель V-twin обладал более эффективным охлаждением за счёт радиатора новой конструкции.
На «Большой Берте» Джо Петрали на протяжении двух лет выигрывал национальный чемпионат в Hillclimbing, а также 31 раз подряд оказывался победителем в подъёме на холм. Всего было сделано 4 экземпляра мотоцикла, и только два из них сохранились до наших дней. Один из оставшихся пришлось восстанавливать, а второй остался полностью оригинальным. Последний выставляли на торги, а получить за него собирались около 200 тысяч долларов.
Один из самых нестандартных видов гонок – гонки на гружёных фурах.