Как известно, именно войне обязаны своими появлением многочисленные достижения науки и техники. Часто случается и наоборот, когда основой для военной техники становятся мирные разработки. Так случилось и с мотоциклом, мирным транспортным средством, который,по странной прихоти инженеров приобрёл броню.
Мотоброневик
Для военных нужд приспосабливается самая разная техника. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и мотоцикл попал в это число. Автором первого проекта бронированного мотоцикла стал Фредерик Ричард Симмс, известный своими достижениями в самых разных областях.
Основой для первого бронированного мотоцикла стал квадроцикл Beeston. Хоть он и имел четыре колеса, но был построен на мотоциклетной раме. Ричард Симмс установил на него мотор в полторы лошадиные силы, закрепил на раме пулемёт «Максим» и закрыл его броневым щитом. Самым интересным было наличие педалей, которыми мог воспользоваться водитель в случае необходимости. Широкой публике этот агрегат показали на выставке в Ричмонде, проводившейся в апреле 1898 года. Грузоподъёмность мотоцикла составила 450 килограмм, а топлива ему хватало на 120 километров пробега.
Ещё одна разработка появилась в США, её автором стал Ройаль Пэйдж Дэвидсон, который занимался конструированием военных машин. Созданный им трицикл Davidson-Duryea появился в 1898 году.
От самоделок к серии
Очередной разработкой стал бронированный мотоцикл от бельгийской компании FN, созданный по заказу армии. Для этого слегка переделали гражданский мотоцикл FN M85: объём мотора увеличили до 600 кубических сантиметров, обшили впереди стальными листами и установили турель с пулемётом, защитив его бронепластиной с прорезью.
Военным такое творение не понравилось, и они отказались от заказа, зато смогли продать два бронированных FN M86 вместе со всей документацией полицейскому управлению Бразилии. На волне внезапно возникшей рекламы было создано около сотни мотоциклов, разошедшихся по разным странам. Шведская компания AB Landsverk поступила по-другому. Созданный ею в 1932 году бронированный мотоцикл, по сути, был трёхколёсным танком, защищённым со всех сторон. В качестве основы для Landsverk 210 использовался Harley Davidson VSC/LC, его защитили со всех сторон, установили кожухи на колёса, а место стрелка превратили во вращающуюся башню. Мотоцикл оказался слишком тяжёлым и неповоротливым, и через год его отправили на металлолом.
Военную мототехнику создавали и во Франции, её планировалось использовать в Африке для усмирения местных волнений. В качестве базы использовали мотороллер Vespa, для чего приобрели право на его производство и модификацию. Правда, брони он не имел, зато на него устанавливали противотанковую пушку М20, обладающую самой маленькой отдачей. Десант из двух мотороллеров высаживали с самолёта на парашютах, на одном была установлена пушка, на другом размещались боеприпасы. Вот только местные военнослужащие приспособились снимать орудие и устанавливать стационарно. Мотороллер оказался слишком неудобным в эксплуатации, громоздким и неповоротливым.
Среди мотоциклов можно найти очень интересные и необычные. К примеру, некоторые из них работают на дизельном топливе.