Маленькие, медленные и маломощные – это тоже автомобили. Правда, на них не устроишь гонки, не отправишься в дальнюю поездку или за город на рыбалку, они предназначены исключительно для города. Крошечные мини-кары оснащаются столь же крошечными моторами, но их покупателей это более чем устраивает.
Renault Twizy
Насчёт Renault Twizy есть один большой вопрос: а стоит ли его вообще называть автомобилем? Согласно всем правилам, учитывая его технические характеристики и конструкцию, он вообще классифицируется как квадрицикл, то есть квадроцикл с кабиной. Для тех, кому машина нужная исключительно для поездок на работу и с работы домой, это практически идеальный вариант, как минимум, на тёплое время года. В зимний же сезон возникают разнообразные проблемы, к примеру, с зарядкой (разрядкой) батарей, с поддержанием температуры в салоне или с преодолением снежных заносов.
Renault Twizy – сверхкомпактный электромобиль с базовыми возможностями. Он упрощён настолько, насколько это вообще позволяет здравый смысл. Он оснащён единственным электромотором мощностью всего 12,5 кВт (17 лошадиных сил) и крутящим моментом 57 Нм, установленным на задней оси. Как заявлял производитель, полного заряда литий-ионной батареи ёмкостью 6,1 кВтч хватает на 100 километров пути, но по факту проехать свыше 65-70 километров трудно. Главное, чтобы в конце пути была розетка, от бытовой электросети электрокар заряжается три с половиной часа.
Салон у Renault Twizy спартанский и с минимумом приборов, он рассчитан на двух человек, кресла в нём расположены одном за другим, но сзади откровенно тесно. Звукоизоляции в нём фактически никакой нет, а главное неудобство – плохие дороги и рельсы, которые отлично ощущаются водителем из-за жесткой подвески. Максимальная скорость мини-кара составляет 80 км/ч.
Citroen Ami
В 1948 году французская автомобилестроительная компания выпустила один из самых долгоиграющих автомобилей в истории. Он выпускался более сорока лет, вплоть до 1990 года. По всей видимости, производитель в 2019 году решил вспомнить былые времена и выпустить куда как более современную версию микромобиля. По крайней мере, сама концепция осталась той же самой: крошечная, медленная и экономичная машина, маленький двигатель и базовые возможности. То есть городской автомобиль, но теперь уже на электрической платформе.
Если Renault Twizy своей конструкцией и формой напоминал настоящий квадроцикл или багги, то Citroen Ami уже больше похож на автомобиль (хоть он тоже является квадрициклом). Разрабатывали его для заполнения довольно экзотического А-сегмента, а главным его предназначением была работа в каршеринге. Именно поэтому здесь не было и речи об использовании дорогих материалов или технологий, всё сделано просто и очень экономично.
Citroen Ami построили на основе облегчённой пространственной рамы с четырьмя колёсами и одним электродвигателем, а кузов изготовили из пластика. При этом кабина полностью закрыта и хорошо защищает от непогоды, по крайней мере, в тёплый сезон. Маленький электромотор развивает мощность всего 8 лошадиных сил, а питает его батарея ёмкостью 5,5 кВтч, которой хватает на 70 километров хода.
Fiat 126
Италия – родина не только суперкаров, но и по-настоящему культового автомобиля Fiat 500. Его разрабатывали по необходимости, когда покупательская способность была чрезвычайно низкой, а транспорт требовался всем. Его выпускали почти 20 лет вплоть до 1975 года, а общий тираж составил 3,8 миллиона экземпляров. В 1972 году, когда модель стала устаревать, итальянский производитель решил создать что-нибудь ей на замену, аналогичной конструкции, но более современное. В итоге получился Fiat 126.
Итальянцы покупали новую машину, но не так охотно, как предыдущую модель. Впрочем, подобное отношение было вполне понятно: уровень жизни в стране вырос, поэтому полноценные автомобили стали пользоваться куда большим спросом, да и сам по себе Fiat 126 современным выглядел только снаружи.
Фактически это был тот же самый Fiat 500, только с новым кузовом. Он работал от двухцилиндрового мотора объёмом 594 кубических сантиметра, конструкция ходовой части тоже не изменилась. Зато Fiat 126 был очень популярен в Польше, где дела у потребителей оставляли желать лучшего. Он выпускался с индексом «р» и был самым дешёвым на рынке, поэтому именно здесь продавался лучше всего.
Peugeot 106 Electrique
Исследования для перехода с ДВС на электродвигатели производители стали проводить почти сразу после появления сколько-нибудь подходящих аккумуляторов. В своё время этим занимался в том числе и концерн PSA, куда входила и французская компания Peugeot. В 1990-х годах по инициативе сверху она собрала два экспериментальных прототипа, которые строились на исключительно электрической платформе. Компания провела многочисленные исследования, модифицировала электрокар и решила всё-таки запустить его серийное производство.
Основой электрокара Peugeot 106 Electrique стала батарея из двадцати никель-кадмиевых аккумуляторов с рабочим напряжением 6V. При этом общая ёмкость батареи составила 12 кВтч, а рабочее напряжение 120V. Согласно расчётам производителей, её должно было хватать примерно на 100 километров пробега, максимальная же скорость составляла 95 км/ч. К такой батарее инженерам удалось подключить лишь 27-сильный электродвигатель.
Электромобиль Peugeot 106 Electrique вышел в свет в 1995 году, и изначально производитель собирался выпустить около ста тысяч экземпляров, но реальность оказалась совсем другой. Электродвигатель и аккумуляторная батарея требовали специфического обслуживания, а зарядка последней была непростым занятием. Во-первых, её требовалось заряжать в два этапа, сначала высоким, а потом низким токами, причём исключительно до 100%. Батарея обладала «эффектом памяти», и неправильная зарядка мгновенно снижала её ёмкость. При этом Peugeot 106 Electrique нормально мог ехать только по прямой дороге: мощности двигателя было явно маловато для подъёма в гору. Эти и прочие трудности полностью сорвали планы производителя, и продажи электромобиля провалились.
Citroen Ami оказался довольно интересным электромобилем и вызвал большой интерес у «Опеля», который захотел на его основе выпустить собственный сити-кар.