День ото дня рестомоды становятся всё популярнее, даже дорогие классические автомобили превращают в их более современные версии. В России это направление тоже приобрело много поклонников, и одно из жертв модернизации стала когда-то очень дорогая и практически недоступная «Чайка».
Знаменитая основа
«Чайка» – легендарный советский автомобиль. В своё время он создавался исключительно для служебных целей, на нём ездила партийная элита, а все остальные могли только любоваться издалека. Бытует мнение, что «Чайка» создавалась по лекалам американских моделей, как это ранее произошло с «Бьюиком» и «Пакардом». Впрочем, это мнение ошибочное. Действительно, перед созданием будущего лимузина производитель закупил несколько современных американских моделей, чтобы ознакомиться с используемыми технологиями и дизайном, но потом работа конструкторов пошла по собственному пути.
Конечно, в облике «Чайки» прослеживается влияние американского автопрома. Производитель стремился «догнать и перегнать» заморских конкурентов, которые ушли намного вперёд, и зарубежные разработки легли в основу собственных, отсюда и некоторое наследование в дизайне. Советские специалисты хотели создать что-нибудь получше и поинтереснее, они приложили много усилий, чтобы сделать свой собственный автомобиль.
Как считают некоторые критики, конструкция «Чайки» мало чем отличалась от среднестатистического советского автомобиля того времени, то есть была довольно примитивной и отставшей от мировых стандартов. На самом же деле, автомобиль стал большой лабораторией на колёсах. Поскольку автомобиль не собирались отправлять в массовую продажу, то и экономить на конструкции не стали. В неё внедрили много новых для советского автопрома технических решений, никогда не использовавшихся до того момента.
Среди изменений была усовершенствованная лонжеронная рама, установленный на резиновые демпферы кузов, гидравлический усилитель руля, планетарная коробка передач и вакуумный усилитель для тормозной системы, а под капотом стоял двигатель V8 с новоустановленным центробежным масляным фильтром. Помимо этого «Чайка» получила радиоприёмник с автонастройкой, стеклоподъёмники с электроприводом и гидромуфту.
В общем и целом, автомобиль получился очень примечательным. Даже сейчас на него смотрят с восхищением, а ценители пытаются заполучить экземпляр в хорошем состоянии. Правда, некоторые пытаются улучшить «Чайку» радикальными способами.
Обновлённая знаменитость
Очередной «Чайке», которая долгое время пылилась у кого-нибудь в гараже, нашли лучшее применение – сделали из неё рестомод. Культура рестомодов сейчас, вероятно, переживает свои лучшие времена: почитатели ретро-автомобилей не хотят расставаться со своими машинами, но при этом осознают, что те безнадёжно устарели в техническом плане. Конечно, некоторые продолжают ездить и так, но поездка на старой машине может быть очень неудобной, некомфортной и совершенно неэкономичной. По этой причине настоящие автомобильные фанаты сохраняют весь внешний антураж, но устанавливают новенькую трансмиссию, пневматическую подвеску, современный двигатель и всю сопутствующую электронику.
Эта же участь постигла и старенькую «Чайку». Внешность её осталась практически неизменной, об этом авторы этого проекта как следует позаботились. Лишь знаток сможет заметить незначительные детали, выдающие огромный объём выполненных работ.
Что же касается внутренних изменений, то они оказались чрезвычайно радикальными. Фактически от внутреннего устройства «Чайки» мало что осталось, а донором для рестомода послужила неназванная модель «Лексуса». Автомобильные мастера не смогли натянуть настолько старый кузов на новое шасси, поэтому использовали донорские узлы и агрегаты. Их установили на уже имеющуюся раму, благо, та оказалась чрезвычайно прочной.
Салон рестомоду тоже достался от «Лексуса», правда, не совсем в оригинальном виде. Чтобы сохранить хоть часть атмосферы «Чайки», некоторые элементы её интерьера приспособили к новым реалиям. В результате же получилось нечто среднее между современным стилем и ретро.
Кто и когда занимался воплощением этого проекта в жизнь, неизвестно, но есть информация, что это был заказ от частного лица. В конечном итоге он попал в один из дилерских центров и был выставлен на продажу за 75 миллионов рублей.
Несмотря на довольно маленький тираж, «Чайка» в итоге оказалась в самых удалённых уголках мира, даже в Соединённых Штатах, где из неё сделали лимузин для работы в игорных заведениях.