Зимний период никогда не был простым для водителя. Машина так и норовит уйти в занос, на стёклах постоянно образуется ледяная корка, видимость зачастую отвратительная, а попытка выехать со двора превращается в настоящее приключение. Конечно, коммунальщики стараются всеми силами облегчить жизнь водителям, но, по мнению некоторых, они делают только хуже.
Две неизбывные проблемы
Речь, конечно же, идёт о снеге и льде. Эта вездесущая напасть преследует водителя на протяжении 4-5 месяцев в году и исправно портит ему нервы. После каждого потепления и следующих за этим заморозков на дорожном покрытии стабильно образуется наледь и превращает дорогу в каток, а вождение – в довольно опасное занятие. С виду мягкий и пушистый снег быстро становится либо скользким накатом, либо грязной кашей под колёсами, мешает движению и провоцирует аварийные ситуации.
На текущий момент единственным способом избавиться от них и хоть как-то увеличить безопасность движения является проверенная годами песчано-солевая смесь, которой в огромных количествах посыпают дорогу в зимний период. Как только начинаются снегопады, дороги щедро посыпают, а дальше вступают в дело физика и химия. Песчаная составляющая является отличным абразивом и предотвращает скольжение, а соль активно способствует таянию снега и льда. Она взаимодействует с водой, понемногу растворяется и понижает её температуру замерзания. Если температура не опустится слишком низко, вместо ледяной корки на дороге будет стоять вода. Казалось бы, для машин и пешеходов нельзя придумать ничего лучшего: проезжая часть и тротуар вполне пригодны для движения, никто не скользит, не падает и не врезается. Между тем реальность оказывается совсем не такой радужной.
Опосредованный ущерб
В этой ситуации выражение «кошелёк или жизнь» приобрело для водителя совершенно новое значение. С одной стороны, реагенты, которыми посыпают дороги, помогли сократить количество дорожно-транспортных происшествий и сохранили немало жизней. Аварийных ситуаций стало меньше, а водители могут спокойно сосредоточиться на вождении вместо того, чтобы пытаться удержать машину на дороге. С другой же стороны, согласно собранной статистике, автовладельцы в совокупности несут колоссальные убытки. Им приходиться в полной мере ощутить на себе все прелести воздействия на машину химической каши под колёсами.
В подавляющем большинстве случаев для посыпания дорог используется поваренная соль (хлорид натрия), чьё свойство «растворять» лёд известно давно, она успешно используется для решения проблем, связанных с обледенением. Правда, на автомобили проверенное средство действует крайне плохо. При взаимодействии с водой соль легко распадается на ионы, а отрицательно заряженные ионы хлора намного ускоряют процессы окисления. Самое же плохое, что это касается и железного кузова, и алюминия, и пластика, и резины. Брызги и химическая каша из-под колёс попадают на кузов, оседают на днище и открытых деталях, воздействуя на них не самым благотворным образом. Понемногу разрушаются даже резиновые патрубки, они становятся ломкими и могут лопнуть в какой-то момент. О кузове же и говорить не приходиться. Везде, где может скапливаться снег и соль, может появиться ржавчина.
Как быть
Избавиться от этой напасти, к сожалению, не получится. Единственным способом сделать дороги безопасными для автомобилей является использование более современных реагентов на основе органических веществ, но у них есть один существенный недостаток – очень высокая цена. Их, конечно же, применяют, но только для обработки взлётно-посадочных полос и самолётов, поскольку могут препятствовать обледенению при температурах ниже -60 градусов Цельсия. Поэтому водители вынуждены приспосабливаться, пытаясь продлить срок эксплуатации машин и снизить вредное на них воздействие.
Риску, конечно же, повергаются все автомобили без исключения, но больше всего страдает «бюджет», поскольку производители стараются сэкономить на всём подряд, в том числе на антикоррозионной обработке и качестве лакокрасочного покрытия. Сюда же можно отнести модели, предназначенные для эксплуатации в тёплом климате, поскольку степень их защиты тоже неважная. В любом случае профилактика – лучший способ борьбы с коррозией, поэтому перед началом зимнего периода придётся обработать днище и кузов специальными составами, предохраняющими от окисления.
За долгое время водители на основе собственного печального опыта выработали целый ряд правил, соблюдение которых если и не гарантирует полную сохранность автомобиля, то хотя бы поможет уменьшить вредное воздействие реагентов.
- Пореже ездить по лужам. Некоторые таким образом пытаются смыть грязь и налипший мокрый снег с днища, но только ухудшают ситуацию. В низины стекает вода, образовавшаяся благодаря воздействию реагентов. Поэтому в лужах концентрация солей гораздо выше, чем в снежной каше под колёсами.
- Обрабатывать наиболее критичные места – подвеску, кузов и днище. Их регулярная чистка и обработка защитными покрытиями намного продлит срок службы.
- Почаще мыть машину. После активной езды по городу разводы реагентов остаются по всему кузову и в особенности на днище, где в больших количествах налипает мокрый снег. Чем дольше всё это будет воздействовать на машину, тем больший вред она получит.
Конечно, в каждом деле есть свои нюансы. К примеру, мыть машину нужно с умом: если температура воздуха приближается к -10 градусам Цельсия, делать это не только бесполезно, но и опасно. При достаточно низкой температуре активность реагентов сильно снижается, поэтому вполне можно мойку отложить до более тёплой погоды. В свою очередь, плохо просушенный автомобиль обязательно замёрзнет, последствия же этого могут быть достаточно серьёзными.
Время от времени водители пускаются в рискованные эксперименты, например, зимой в сильный мороз пытаются очистить кузов и стёкла при помощи горячей воды.