Понятие «мускулистой» машины пришло из-за рубежа, где местные мастера или же большие компании периодически переделывали не блещущие техническими возможностями автомобили в довольно серьёзных «монстров». Масл-кары за счёт замены двигателя и некоторых других систем приобретали потрясающую мощность. В основном это были легковые автомобили, грузовые попадались гораздо реже.
«Мускулистая» машина из СССР
Часть из масл-траков создавалась как результат творчества специалистов, другая же – для выполнения специфических задач. Советский Союз также не стал исключением из правил. Здесь разработкой занимались исключительно для дела. Дело же появилось у автомобильного завода ЗИЛ, которому пришлось решать насущные проблемы.
Занимаясь выпуском автомобилей разных типов, завод постоянно проводил их испытания. Одна часть испытаний проходила на полигонах, другая непосредственно на дорогах общего пользования. При этом машины находились в безостановочном движении, что позволяло оценить степень работоспособности каждой детали. Главной трудностью стал подвоз топлива, оно требовалось постоянно. К сожалению, возможности грузовиков были весьма ограничены: их скорость не позволяла следовать за колонной, а испытуемые машины не могли плестись со скоростью бензовоза. Советский масл-трак и стал решением этой проблемы.
Местные инженеры решили не изобретать колесо, а просто поставить грузовое оснащение на шасси более скоростного автомобиля, ЗиС-115. Поэтому у первого советского масл-трака было единственное и весьма банальное предназначение – он служил танкером, везущим за колонной топливо для заправки.
Гном-трудяжка
Инженеры поставили перед собой цель: увеличить скорость передвижения при достаточной грузоподъёмности, чтобы машина могла угнаться за тестируемыми автомобилями. По счастью, в наличии оказался полузаброшенный ЗиС-115. Из автомобиля убрали практически всё лишнее, оставили только раму с двигателем. На неё поставили кабину от армейского ЗИЛ-157 и грузовой кузов, затянув его тентом. По сравнению с автомобилями нормальных пропорций, новое творение получилось довольно-таки несуразным. Заниженная платформа и меньшие колёса придавали машине интересный и очень необычный вид.
Самым главным оказался результат – со странным грузовиком, спешащим по трассе, не могла поспорить ни одна серийная легковая машина, доступная простым смертным. В таком исполнении грузовичок успевал за едущими на всех парах легковыми автомобилями, достигая с полной загрузкой рекордной скорости в 120 км/час, которой по тем временам мог позавидовать кто угодно.
Преемник ЗИЛ-113Г
Новое творение зиловских инженеров стало не единственным. Чтобы его усовершенствовать и дать ему ещё больше возможностей, была создана следующая модель. Конструкторы использовали тот же самый принцип, что и в предыдущей версии, но при этом значительно усилили основу, добавив ей мощности.
В этот раз был использован ЗИЛ-114, от него достался семилитровый двигатель V8 с 300 л.с. Внешний вид у грузовика получился куда более странным. Грузовик с широкой узнаваемой кабиной не превышал роста человека и буквально лежал на земле из-за низкой посадки, маленьких легковых колёс и небольшого клиренса. Вместе с тем, необычная конструкция никак не влияла на ходовые характеристики – машина могла выдавать до 170 км/ч.
Инженеры хорошо потрудились над внешним видом автомобиля. Кабина ему досталась от ЗИЛ-131, радиатор – от ЗИЛ-133ГЯ, плюс целых три дворника и противотуманные фары. При этом от лимузина новый автомобиль получил удлинённое шасси, что делало экстерьер отчасти даже комичным. Назвали это творение «Чебурашкой» и его основной функцией по-прежнему оставалось обеспечение подвоза топлива для испытаний автомобилей.
Впоследствии грузовички перестали использовать по прямому назначению, но какое-то время они ещё эксплуатировались для перевозки грузов. Появилось даже третье поколение быстрых грузовиков на шасси с ЗИЛ-4104, кузовом от ЗИЛ-130 и кабиной ЗИЛ-313. Но в 1990-е их создание стало экономически невыгодным и первые советские масл-траки оказались забыты.
«Чебурашка» — не единственный проект, которому дал жизнь грузовик ЗИЛ. Взяв за основу ЗИЛ-130 и советский комбайн, казахский мастер собрал «Хаммер».