За всё время существования Mercedes-Benz лишь несколько автомобилей компании можно было назвать знаковыми, оказавшими на её развитие большое влияние. К таким можно отнести и концепт С112, ушедший в тень и незаслуженно позабытый, а также линейку концептов С111, в которых и черпали вдохновение разработчики.
Продвинутый концепт
К 1969 году за автомобилями Mercedes-Benz прочно закрепилась репутация консервативных машин, не рискующих выходить за рамки потребительского спроса. Каким же было удивление всех поклонников марки, когда на Франкфуртском автосалоне производитель представил концепт, который радикально отличался от всего, что выпускалось им до этого момента. Презентованный Mercedes-Benz С111 был больше похож на клиновидные итальянские автомобили, только с немецким уклоном. Одним он понравился настолько, что они засыпали офис «Мерседеса» вопросами о цене и дате выхода, другие же категорически высказывали отрицательное к нему отношение.
Вместе с тем в Mercedes-Benz никогда и не помышляли даже о мелкосерийном производстве, а разработанный ими прототип служил лишь одной цели, его использовали для оттачивания технологий и проверки теорий собственных специалистов. Заодно производитель привлекал новых потенциальных покупателей, демонстрируя его широкой публике.
Всего сделали четыре эволюции концепта, которые радикально отличались друг от друга. Самый первый имел клиновидную форму и спортивный дизайн, но при этом создавал впечатление грубой лабораторной модели для тестирования. Он был незавершённым и явно требовал дальнейшей доработки. Вторая версия Mercedes-Benz С111 уже больше походила на суперкар, дизайнеры вплоть до мелочей проработали внешний вид, а конструкторы внедрили целый ряд новых решений. Первые два образца в движение приводил экспериментальный роторно-поршневой мотор. Он и был одной из основных причин, из-за которых производитель и не решился выпустить автомобиль в серию. Впоследствии мотор показал крайнюю нестабильность в работе и большую ненадёжность.
В третьем и четвёртом образцах концепт Mercedes-Benz С111 сменил яркую оранжевую раскраску на серебристую и получил усовершенствованную аэродинамику. В С111-III двигатель был дизельным, а в последнем – бензиновым. За все четыре поколения концепта конструкторы испытали множество инновационных и сложных технологий, провели эксперименты с новейшими материалами и попутно успели поставить пару десятков мировых рекордов в скорости. Mercedes-Benz С111-IV вышел спустя десять лет дебюта первой модели.
По стопам рекордсмена
В полной мере оценив все прелести проработки новейших технологий на основе реального прототипа, конструкторы Mercedes-Benz решили не бросать настолько интересную практику, как создание «лабораторий на колёсах». Точно неизвестно, когда именно началась разработка нового прототипа, но его первые эскизы датированы ещё началом 1980-х годов. Во время работы над С111 и прочими концептами немецкие специалисты получили громадный опыт, который они и воплотили в новом проекте Mercedes-Benz С112.
Как и в предыдущий раз, концепт никто не собирался пускать в серийное производство. Это был чистой воды эксперимент, построенный на новейших технологиях, требующих серьёзных исследований. Необкатанную и настолько новую технику в серию точно никто бы не пустил. В любом случае концепт С112 практически целиком состоял из новых разработок, представлял собой технологическую витрину и находился на переднем крае автомобилестроения. Впервые его показали в 1991 году во Франкфурте.
Основой для концепта послужил гоночный автомобиль Mercedes-Benz С11, разработанный швейцарской инжиниринговой компанией Sauber специально для участия в соревнованиях прототипов. В него тоже вложили немало новшеств, и он показал отличные результаты на трассе. Правда, С112 должен был стать дорожным, поэтому он получил дополнительный комплект деталей, который полагается всем машинам, имеющим допуск на дороги общего пользования: зеркала заднего вида, ходовые огни и прочие.
Вместо оригинального мощнейшего двигателя V8 объёмом 5 литров и мощностью 960 лошадиных сил в С112 поставили бензиновый V12 объёмом 6 литров. Хоть он и обеспечивал меньшую мощность 408 лошадей при 580 Нм крутящего момента, но мог разогнать автомобиль до 300 км/ч, а сотни достигал за 4,9 секунды.
Подвеска и ходовая часть Mercedes-Benz С112 заслуживают отдельного упоминания. Прежде всего, впервые в собственной истории производитель оснастил автомобиль адаптивной подвеской, благодаря чему ходовые качества машины существенно улучшились. В подвеску были встроены гидравлические компоненты, работающие в автоматическом режиме и управляемые электроникой. Данные об окружающей среде и состоянии ходовой электронный блок управления получал от внешних датчиков и уже на их основе корректировал настройки подвески. Также управлять движением помогали поворотные задние колёса, они сокращали радиус разворота, исключали заносы и повышали маневренность.
Специально для Mercedes-Benz С112 конструкторы провели большую работу над созданием активных аэродинамических элементов, увеличивая таким образом динамические характеристики машины. К примеру, с помощью антикрыла можно было быстро замедлить движения до нужной скорости. Антикрыло могло менять угол наклона и превращаться при этом в отличный парус. С его помощью можно было и совершать манёвры, и останавливаться, используя его в качестве дополнительного тормоза.
Часть из используемых технологий впоследствии нашла применение в серийных моделях. Например, система интеллектуального круиз-контроля была доработана и нашла место во флагманском S-классе (W220), выпущенном в 1998 году.
Mercedes-Benz С112 произвёл большое впечатление, и многие фанаты бренда, обладающие тугим кошельком, захотели себе подобную игрушку. Как и в случае с С111, слова производителя о том, что концепт не предназначался для серийной сборки, не возымели никакого действия, все настойчиво интересовались примерной ценой и датой выхода. Руководство даже начало задумываться о такой возможности, но предвидело большие проблемы с внедрением экспериментальных технологий в серийную модель. В Mercedes подумывали о передаче проекта специалистам Sauber, но переговоры ни к чему не привели. По всей видимости, там тоже не захотели связываться с сырой моделью. Интерес к С112 постепенно спал, и о перспективном автомобиле со временем забыли.
Первым суперкаром в истории Mercedes-Benz с полным правом можно считать 300SL Gullwing, один из самых красивых автомобилей.