Даже современный автомобиль, оборудованный электронной системой впрыска топлива, выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ. Чтобы уменьшить их объём, производители идут на беспрецедентные меры, регулируя состав топливно-воздушной смеси, ограничивая возможности двигателей, а также по возможности очищая выхлопные газы. Поэтому важной частью выхлопной системы стала система нейтрализации газов, регулируемая лямбда-зондом.
Лямбда-зонд и катализатор
В составе выпускной системы катализатор и лямбда-зонды выполняют важную функцию. Катализатор – это каталитический фильтр, нейтрализующий некоторую часть выхлопа. Он представляет собой соты из металлических или керамических пластин с покрытием из палладия, родия и иридия. После выхода на рабочую температуру, а она составляет 300-400 градусов, катализатор обезвреживает часть вредных веществ.
Для контроля работы двигателя и выхлопной системы используются лямбда-зонды, их количество варьируется от одного до четырёх в зависимости от года выпуска автомобиля и модели. Зонды устанавливаются в выхлопной системе до катализатора и после него, они выполняют разные функции. Первые по составу кислорода помогают определить эффективность работы двигателя и состав топливной смеси, а вторые контролируют работу катализатора. Самые большие проблемы появляются, когда катализатор выходит из строя.
Работа катализатора и обманка
Даже без внешних воздействий катализатор изнашивается в процессе работы, а механические повреждения сильно ускоряют этот процесс. Последнюю каплю добавляют лямбда-зонды – как только эффективность катализатора опускается ниже допустимой и это фиксирует зонд, контроллер автоматически переводит двигатель в аварийный режим работы.
Единственный штатный выход – замена катализатора и лямбда-зондов, но эта процедура стоит крайне много даже для отечественных автомобилей, поэтому водители часто предпочитают устанавливать обманку для зондов. Установленный электронный эмулятор лямбды зонда корректирует сигнал, поступающий от датчика, таким образом, чтобы обмануть электронный блок управления. В отличие от проставок, которые устанавливаются в качестве буфера между зондом и выхлопной системой, электронный эмулятор монтируется непосредственно в электрическую цепь. Демонтировать зонды для этого не придётся.
Эмулятор никак не влияет на работу самого лямбда-зонда. Суть его работы состоит в перехвате и модификации сигнала, поступающего от кислородного датчика. При этом электронная система управления двигателем получает сигналы, характерные для штатной работы с исправным катализатором. Самый большой плюс в проведении подобной процедуры – большая экономия средств. Даже с учётом стоимости электронного эмулятора, а также работ по его установке и настройке, итоговая стоимость будет гораздо ниже, чем замена катализатора и лямбда-зондов. При этом процедуру можно считать бессрочной.