В начале октября 2024 года в мире разработчиков беспилотных систем произошло интересное событие, которое американские, а вслед за ними СМИ других стран превратили в настоящую сенсацию. Беспилотный летательный аппарат, разработанный компанией Skydweller Aero, успешно приземлился после лётных испытаний. По словам разработчиков, он может проводить в полёте недели, если не месяцы, но является ли это хоть каким-то достижением?
Skydweller
Американская компания Skydweller Aero работает над созданием автономного летательного аппарата, который сможет похвастаться огромной продолжительностью полёта. По словам её представителей, такой беспилотник можно будет использовать в самых разных сферах деятельности, например, для отслеживания миграции диких животных, для патрулирования границ, во время геологических исследований и для многих других целей, которые требуют длительного нахождения в воздухе. На текущий момент подобные работы выполняются при помощи самолётов обычного типа, работающих на авиационном топливе, а также аэростатов различной конструкции.
В первом случае время полёта сильно ограничено запасами топлива на борту, к тому же двигатели самолёта выбрасывают в атмосферу тонны углекислого газа и других продуктов сгорания. Как бы то ни было, но всё это стоит больших денег, даже если самолёт принадлежит непосредственно компании, для которой и проводится подобный комплекс работ. Во втором случае аэростат движется по воле ветра, а направление его полёта контролировать невозможно, и это превращает исследовательскую работу в очень долгий процесс.
В принципе, беспилотник Skydweller и должен будет решить эти вопросы. Главное его предназначение – оставаться в воздухе как можно дольше, лететь по заданному маршруту, а полученные данные передавать на землю оператору. При этом компания пытается увеличить время автономного полёта, и при этом ставку сделала на солнечные батареи. А если точнее, то на энергетическую систему, построенную из солнечных батарей, аккумуляторов и сопутствующего оборудования. Суть же заключается в том, чтобы заставить системы беспилотника ночью работать от батарей, а днём от солнечных панелей, при этом заряжая батареи «солнечным электричеством». Так беспилотник сможет летать и днём, и ночью.
Конечно, здесь есть и сопутствующие проблемы. Главная из них – это сами солнечные элементы. Они просто обязаны иметь очень высокую эффективность, поскольку должны работать даже при наличии облачности, что само по себе очень затруднительно. Без наличия прямых солнечных лучей их отдача сильно падает. Как решается эта проблема, компания умалчивает. Согласно некоторым источникам, длительность испытательных полётов составляла 16 часов и 22,5 часа, и, по всей видимости, беспилотник на большее пока что не способен. Официально представленных данных об этом летательном аппарате очень мало, а его будущее очень туманно. Впрочем, стоило ли говорить обо всём этом как о большом достижении? На самом деле, эту технологию нельзя назвать сколько-нибудь новой, а подобные проекты разрабатывались уже неоднократно.
Global Observer
Беспилотный летательный аппарат Global Observer был разработан американской компанией AeroVironment ещё в 2011 году. Правда, работал он по-другому, его силовая установка работала на основе сжиженного водорода. Также как и предыдущий. Он имел очень большой размах крыльев, что позволяло ему долгое время парить, затрачивая на это минимальное количество энергии. Заказ на его разработку был сделан военными, а первый полёт состоялся в начале августа 2010 года.
Вот только чем именно завершился этот проект, остаётся загадкой. Его успешно завершили в 2011 году, хоть во время испытаний один из прототипов и разбился. По всей видимости, он подтвердил свои возможности, он мог подниматься на высоту почти в 20 тысяч метров, его максимальное время полёта составляло 168 часов, а с собой он мог взять 181 килограмм полезной нагрузки. Насколько известно, по непонятным причинам принятый и одобренный беспилотник так и не стал серийным, а что стало с ним дальше, остаётся неизвестным.
Zephyr S
Это уже разработка компании Airbus, причём более интересная и, несомненно, самая успешная из перечисленных. «Зефирка» представляет собой третье поколение летательного аппарата, продемонстрированное в 2022 году. Это так называемый «псевдоспутник», который может практически неограниченное время находиться в воздухе, спускаясь на землю только для технического обслуживания. Он имеет очень лёгкую конструкцию и при своих размерах весит рекордные 75 килограмм, из которых 24 килограмма – это аккумуляторы.
Работает он тоже благодаря солнечным панелям, которыми покрыты его крылья и хвостовое оперение. Днём солнце питает два электродвигателя и заряжает аккумуляторы, а ночью расходуется заряд батарей. Его большое преимущество – довольно низкая стоимость, особенно по сравнению с эксплуатацией обычных самолётов, а тем более с запуском искусственных спутников. При своём весе и размахе крыльев в 25 метров он смог подняться до высоты свыше 23 километров, то есть в верхние слои атмосферы. Находясь в одной точке, он может вести наблюдение за квадратом размером 30 на 20 километров. Во время испытаний этот похожий на планер беспилотник смог продержаться в воздухе 36 дней.
Современные беспилотники в том числе и для использования под водой, а некоторые из них могут работать автономно без участия человека.