Очень медленно, но верно, летательные аппараты на электрической тяге постепенно входят в жизнь современного человека. Правда, они пока что остаются экзотической игрушкой для тех, кому не жаль потратить на неё несколько сотен тысяч долларов, но есть хорошие шансы, что технологии в не столь отдалённом будущем станут доступнее. А пока что очередную разработку представила компания Mc-Clic.
Долгожданные коптеры
Стремление обычного человека (не пилота) летать вылилось в весьма неожиданную форму. Уже много десятилетий конструкторы пытаются создать летающий автомобиль, пренебрегая тем фактом, что машина для этих целей совершенно не подходит. Получаемые гибриды были плохо приспособлены как для езды по дороге, так и для полёта. Другое дело – современные коптеры, базирующиеся на беспилотных технологиях. В их основе лежит игрушка, квадрокоптер, предназначенная для развлечения, гонок и видеосъёмки. Принцип тот же, только грузоподъёмность выше, да и функционал несколько другой.
Компания разработала высокотехнологичный октокоптер MC-One, способный нести на себе одного человека. На текущий момент специалисты Mc-Clic вплотную занимаются лётными испытаниями и совершенствованием конструкции летательного аппарата. Первый полёт он произвёл в Монако, где и находится штаб-квартира компании. Его продемонстрировали широкой публике и привлекли этим пристальное внимание к собственной разработке. По словам представителя Mc-Clic, пассажирский дрон собираются запустить в серийное производство, а цена его составит немалые 150 тысяч долларов. Правда, есть несколько больших нюансов, с которыми придётся смириться возможному покупателю.
Сплошные компромиссы
Цена немаленькая, и за такую сумму вполне можно позволить себе отличный автомобиль. Да и вопрос о том, стоит ли подобная игрушка таких денег, более чем актуален. У октокоптера MC-One есть несколько особенностей, которые следует рассмотреть поближе, и первая из них – батарея. По предоставленным компанией данным, время автономного полёта коптера составит 12-15 минут. Мысли о небольшой ёмкости тягового аккумулятора напрашиваются сами собой, и вряд ли инженеры смогут намного увеличить её в обозримом будущем. На текущий момент наибольшей энергоёмкостью обладают литий-ионные батареи разных конструкций, но даже их ёмкость не удастся увеличить без существенного утяжеления, а вес для коптера – критичный параметр. К сожалению, компания не приводит никаких данный об аккумуляторе.
Единственный источник энергии, за счёт которого можно было бы увеличить время автономной работы и радиус действия, это водородные топливные ячейки, но эта технология пока что остаётся слишком уж дорогой и экзотичной. Возможно, такой вариант и прорабатывался, но с такой «батарейкой» цена и так недешёвого коптера выросла бы во много раз. На текущий момент дешёвые топливные ячейки с недорогой мембраной находятся на стадии разработки, так для них ещё и нужен компактный топливный бак, способный хранить водород под высоким давлением при комнатной температуре.
Коптер MC-One позиционируется производителем как чрезвычайно дорогая игрушка для тех, кто не может придумать более достойного применения для своих денег. Тем более что он представляет целую череду компромиссов. На нём можно летать, но время полёта ограничено всего 12 минутами при большой нагрузке на двигатели. О каком-то удобстве говорить не приходится, поскольку в полёте октокоптер наклоняется вперёд, а угол составляет совершенно дикие 50 градусов. В этом он схож со всеми бытовыми квадрокоптерами. О безопасности разработчики тоже не смогли как следует позаботиться. Возможно, ситуация и измениться в серийных моделях, но в текущем варианте пилот никак не защищён от падения. Хоть какой-то каркас безопасности совершено отсутствует, а небольшая дуга над сиденьем играет, скорее, символическую роль.
В движение коптер приводится при помощи восьми воздушных винтов, объединённых попарно на одной оси. При этом они вращаются в противоположные стороны, стабилизируя таким образом полёт. Винты выполнены из углеродного волокна, каждый из них работает от собственного электромотора, но их мощность не указывается. Тем не менее они обеспечивают максимальную скорость 80 км/ч, ограниченную на программном уровне. Взлёт и посадка происходят вертикально, а скорость набора высоты составляет 8 м/с.
В ранг высокотехнологичной игрушки коптер попал благодаря своей начинке. Как утверждает производитель, для полёта на нём не требуется длительное обучение и владение навыками пилотирования. Пользоваться MC-One может практически любой человек, даже ребёнок, если пройдёт небольшой 10-минутный инструктаж, во время которого уделяется внимание исключительно техническим аспектам обращения с незнакомым, но интуитивно понятным оборудованием. Всё остальное берёт на себя автоматика. В оснащение коптера входят многочисленные датчики, регистрирующие положение в пространстве, текущую высоту и окружающие объекты. Бортовая интеллектуальная система использует получаемые с их помощью данные, чтобы удерживать равновесие в воздухе, совершать взлёт и посадку. Также она фиксирует все возможные препятствия на пути и следит за безопасностью полёта.
Альтернатива
Правда, проект MC-One не стал первым в этой области. В 2021 году вышел в свет eVTOL Jetson One от шведской компании Jetson Aero. Он тоже позиционируется как развлечение для взрослых и имеет сходную конструкцию. Впрочем, между двумя проектами есть несколько существенных различий.
Стоит Jetson One на пятьдесят тысяч дешевле, имеет максимальную скорость чуть более ста километров в час, оборудован каркасом безопасности и даже парашютом, срабатывающим в экстренной ситуации. По времени автономной работы и дальности действия он аналогичен MC-One и тоже оборудуется базовой батареей, даже не литий-ионной, а кислотной.
Из минусов – он не настолько технологичен, и летать на нём всё-таки придётся учиться. К тому же покупатель получает его в виде конструктора, набора деталей, который нужно собрать в соответствии с предоставленной инструкцией.
Компактный летающий скутер Jetson One стал первым серийным коптером, рассчитанным на личное использование, а после анонса его раскупили на год вперёд.