Речное судоходство было важной частью транспортной системы ещё во времена Советского Союза и остаётся ею сейчас, поэтому его стараются развивать, как только возможно. В своё время одним из решений проблемы стали суда на подводных крыльях – «Ракета», «Комета», «Метеор» и прочие. На их смену готовили нечто более совершенное – катер на воздушной подушке, но инновационный корабль просто порезали на металл.
Речной транспорт
Издавна реки использовали для перевозки людей и товаров, и речной транспорт был одним из самых комфортных способов добраться из одного места в другое. В какой-то момент речной пассажирский транспорт стал незаменимым средством передвижения, у него была только одна проблема – маленькая скорость. Конечно, её старались увеличить, но с этим было связано несколько серьёзных технических трудностей. Например, наличие мощной силовой установки, способной обеспечить судну подходящую скорость, а также корпуса подходящей формы. То есть, доступный речной транспорт превращался в дорогостоящий быстроходный катер.
Ещё одной проблемой была кавитация, явление из гидродинамики, которое возникало во время плавания на достаточно больших скоростях. При этом на поверхности корпуса судна образовывались небольшие пузырьки воздуха и пара, потом они схлопывались с большой силой и вызывали разрушение верхнего слоя металла. Избежать появления кавитации невозможно, и долговечность скоростного речного транспорта стала ещё одной проблемой.
Ситуация оставалась неразрешимой до лета 1957 года, когда в свой первый рейс ушёл пассажирский катер «Ракета». Его отличительной чертой были подводные крылья, которые служили катеру чем-то вроде опоры на воде. Передняя часть крыла была слегка приподнята, поэтому во время движения вперёд оно поднимало катер над поверхностью воды, уменьшая таким образом сопротивление воды и увеличивая скорость. Благодаря этому на судно не приходилось устанавливать слишком уж мощный двигатель, а кавитации подвергались в основном только подводные крылья и их стойки, поэтому сложность обслуживания уменьшилась в разы.
Впрочем, катера на подводных крыльях имели те же ограничения, что и обычные суда: для нормального судоходства им требовалась довольно большая глубина, к тому же ими невозможно было пользоваться в зимнее время, когда на реках появлялся лёд. Это сильно сужало географию их применения и не позволяло расширить судоходство на обмелевшие участки. Тем не менее и эту проблему собирались решить разработкой принципиально нового судна.
Ракета на воздушной подушке
Разработкой нового судна занимались те же самые специалисты из Нижнего Новгорода, которые ранее построили катера на подводных крыльях. Работали они по заказу министерства, и задача перед ними стояла непростая. Они должны были разработать пассажирский катер, развивающий большую скорость, способный работать практически в любых погодных условиях и даже в зимний период, когда на реках становится лёд.
Задача была сложной, но на заводе «Красное Сормово» работали увлечённые специалисты, поэтому решение они придумали очень оригинальное. Они собирались отказаться от подводных крыльев в пользу воздушной подушки. Таким образом они сразу же могли решить практически все ставшие перед ними проблемы: заставить катер преодолевать любые препятствия, сделать возможной эксплуатацию при глубоко минусовой температуре воздуха и даже при основательном волнении на воде.
На все эти чудеса была способна воздушная подушка. При помощи специально установленного для этих целей вентилятора под плоское днище катера нагнеталось большое количество воздуха, а для того, чтобы задержать его, вокруг днища установили юбку из прочной прорезиненной ткани. Воздух выполнял роль большой и мягкой перины, на которую и опиралось судно. Поскольку он нагнетался постоянно, катер буквально парил над поверхностью воды и соприкасался с ней только во время стоянки, разгона и торможения.
Судно, получившее имя «Сормович», с полнейшим презрением относилось ко всему, что находилось под ним. Он парил над поверхностью воды, преодолевал мелководье, с лёгкостью перебирался через песчаные отмели и даже ходил по замёрзшей реке. В итоге получилось универсальное пассажирское судно, которое могло отправиться в поездку по реке и двигаться по ней, пока между берегами было достаточно места. Ему были не страшны отмели, он мог передвигаться даже там, где даже плоскодонке не хватало глубины. Фактически это было лучшее транспортное средство, способное передвигаться по реке, как по ровной дороге.
Конструкция
Строительство катера на воздушной подушке «Сормович» было завершено в 1965 году, и это было по-настоящему впечатляющее зрелище. Своей формой он разительно отличался даже от «Метеора», у него не было подводных крыльев, корпус опоясывала прорезиненная юбка, а сзади располагались несколько воздушных винтов. Два винта были направлены назад и предназначались для горизонтального полёта, третий винт немного большего диаметра был направлен вертикально вниз и находился в сквозной горизонтальной шахте. Он забирал воздух сверху и нагнетал его под днище, поддерживая судно в воздухе.
Силовая установка судна состояла из единственного мотора, но это был не обычный двигатель внутреннего сгорания. Вместо этого «Сормовича» оснастили авиационным турбовинтовым мотором, которым на тот момент оснащался Ил-18В. Помимо него на борту имелся небольшой газотурбинный двигатель, он входил в состав электрогенератора. Расчётная скорость составляла 120 км/ч, но во время испытаний она оказалась несколько большей, 140 км/ч.
Салон для летающей лодки сделали по аналогии с самолётом, а был он рассчитан на пять десятков человек. Причём его спланировали достаточно просторным и удобным, а внутри поддерживалась сравнительно комфортная температура. Катер даже запустили работать на пассажирскую линию в тестовом режиме, поэтому он некоторое время курсировал по установленному маршруту, но это не продлилось долго.
У «Сормовича» обнаружились несколько досадных неисправностей, возникающих из-за недоработок самой конструкции, но отправлять его на доработку не стали. У катера на воздушной подушке и без того имелись серьёзные недостатки. Первый из них – это сильный шум от воздушных винтов. Избавиться от него или хотя бы заглушить не получилось бы, а он очень мешал и окружающим, и самим пассажирам. Ещё один крупный недостаток – очень плохая управляемость, а если точнее, то её почти не было. Маневрировать во время движения было очень сложно, практически на грани возможного. К тому же юбка оказалась уязвима для повреждений от острых осколков льда, поэтому использовать судно зимой было невозможно. Учитывая всё это и огромный расход топлива в придачу, проект было решено закрыть. Единственный собранный экземпляр катера на воздушной подушке через год после начала эксплуатации сняли с маршрута и разобрали по распоряжению начальства.
Современные корабли – это настоящее высокотехнологичное чудо с ядерным реактором и огромным количеством научно-исследовательских лабораторий.