Гоночные болиды – главные звёзды и достопримечательности любых гонок. Ими интересуются, сравнивают их и любуются их заездами, но на сопровождающие их грузовики обычно внимания не обращают никакого. Впрочем, это неудивительно, ведь все они одинаковые и не вызывают никакого интереса. Впрочем, иногда случаются и исключения, например, грузовик Renntransporter, собранный специалистами Mercedes-Benz, был единственным в своём роде.
Грузовик как PR-акция
По окончании Второй мировой войны компания Mercedes-Benz столкнулась с серьёзными трудностями, но смогла выстоять и вновь запустить производственные линии. Со временем удалось возродить даже гоночное направление. В гонках компании Benz & Cie. и Daimler-Motoren-Gesellschaft, которые впоследствии слились и превратились в привычный Mercedes-Benz, принимали участие ещё в начале 1900-х годов. Конечно, война поставила большой крест на развитии гоночных машин, но в 1952 году случилось чудо, и «Мерседес» вновь вышел на трассу. Правда, триумфального возвращения не получилось, слишком уж живы оказались воспоминания о войне, и немецкая команда сама по себе вызывала очень стойкие ассоциации.
Возможно, ситуация не была бы столь щекотливой, но дело усугубляли грузовики, которыми пользовалась гоночная команда «Мерседеса», чтобы транспортировать к месту проведения гонок свои болиды. Хоть они и были спроектированы уже после завершения войны, но почему-то их дизайн сильно напоминал военный грузовой транспорт, которым пользовалась нацистская Германия. Вряд ли это было сделано намеренно, но факт остаётся фактом: спокойно на них никто смотреть не мог. Всё это сильно било по имиджу компании и совсем не способствовало популярности, и Альфред Нойбауэр, возглавлявший гоночное направление, предложил оригинальный выход из положения. По его мнению, всё мог исправить оригинальный грузовик, которым на тот момент не мог похвастаться никто.
«Синее чудо»
Разумеется, речь шла не об обычном грузовике. Всем привычный грузовик «за плечами» имеет бортовую платформу, фургон или самосвал, но для нужд гоночной команды требовалось нечто особенное. Грузовой автомобиль должен был перевозить гоночные болиды, то есть, по сути, команде требовалось нечто вроде эвакуатора. Конечно, никто не собирался собирать их в большом количестве, поскольку денег у команды было не так уж и много, но для привлечения внимания и улучшения имиджа много не требовалось, хватило бы и одного. Работу поручили дизайнерам компании, и те постарались создать нечто по-настоящему удивительное. Такого уж точно никто и никогда раньше не делал.
Донора для создания нового грузовика долго искать не пришлось, им стал Mercedes-Benz W188. Это был спортивный кабриолет, выпущенный в 1951 году. Люксовая машина имела много преимуществ перед всеми остальными моделями, в том числе и исключительно конструктивных. К примеру, кабриолет собирали на основе прочной рамы, способной выдержать огромные нагрузки, что в конечном итоге и послужило главной причиной для его выбора. Шасси от него и стало основой для Mercedes-Benz Renntransporter, но его пришлось самым радикальным образом переделать.
Новый грузовик должен был везти на себе гоночный болид, поэтому требовалась подходящих размеров грузовая площадка. В итоге задний и передний свесы настолько сильно удлинили, что общая длина выросла примерно до шести с половиной метров. И это с учётом, что колёсная база немного не дотягивает до трёх. Непосредственно под грузовой платформой по бокам грузовика разместились две ниши, где прятались запасные колёса при этом гоночный болид заталкивали наверх по сходням, он становился на специальные направляющие с бортиками и надёжно фиксировался пристёгнутыми к колёсам цепями. После этого разобранные сходни укладывались между направляющих на дно площадки.
Часть кузовных элементов для нового грузовика были позаимствованы у Mercedes-Benz 180 (W120), а то, чего не доставало (уникального оказалось на удивление много), доработали вручную. Кабину разместили в передней части прямо на краю свеса, чтобы освободить максимум места для грузовой платформы. Над обустройством салона тоже особенно много не думали, собрали его из остатков W120.
Одним из условий создания уникального грузовика было сделать его очень быстрым (для тех же самых целей – поднятия имиджа). Поэтому с двигателем тоже не пришлось долго определяться: для грузовика выбрали мотор от Mercedes-Benz 300 SL, самой свежей на тот момент разработки. Правда, его пришлось дефорсировать с 215 до 192 лошадиных сил, но даже так Mercedes-Benz Renntransporter развивал приличную скорость. На дороге гружёным он выжимал до 160 км/ч.
Короткая история
Впервые широкой публике Mercedes-Benz Renntransporter «Синее чудо» продемонстрировали в 1954 году, и появление чудного грузовика вызвало настоящий фурор. Раньше такого никто не видел, и команда сразу же перестала ассоциироваться с нацистской Германией. Грузовик постоянно собирал вокруг себя настоящую толпу желающих полюбоваться на необычное чудо техники.
Вот только счастье долго не продлилось. В 1955 году на гоночной трассе произошла жуткая авария, после которой компания полностью свернула гоночную программу, и грузовик Renntransporter оказался не у дел. Впрочем, без дела ему скучать не пришлось. Поначалу его активно использовала команда Uhlenhaut’s Rudolf, потом его неоднократно таскали по выставкам, а когда интерес к грузовику спал, около десяти лет использовали в качестве тестового автомобиля. В конечном итоге автомобиль отправился на покой в музей компании, но пробыл там недолго. Когда над местом его экспозиции ослабла кровля, Рудольф Уленхаут, глава экспериментального отдела, распорядился пустить машину под нож.
До начала 1990-х годов о необычном грузовике время от времени вспоминали, а потом решили его восстановить. Для этого производитель обратился в стороннюю компанию Mika, которая согласилась принять очень необычный заказ. Фактически ей смогли предоставить только фотографии грузовика и некоторые документальные факты тех, кто ещё помнил события довольно отдалённого прошлого. Мотор и коробку передач предоставил сам производитель, а реплику собрали на основе шасси от Mercedes-Benz 300S. На текущий момент реплика украшает собой музей.
Один из уникальных грузовиков создавался специально для эксплуатации при жутких морозах, а представлял он собой огромный автопоезд.