События последнего времени сильно повлияли на АвтоВАЗ и практически заморозили его работу. Впрочем, столь печальное положение дел не могло продолжаться слишком долго, и производитель представил свою новую разработку – седан Lada Iskra. Главным же его достоинством является независимость от зарубежных поставок.
Почему это важно
Любое производство, будь то влажные или автомобили, опирается на сырьё и поставщиков, у которых его можно приобрести. Технологические жидкости, уплотнитель на двери, лобовые стёкла, аккумуляторы, обивка для сидений и материалы, узлы и детали необходимы для постройки автомобиля. Проблема в том, что многие из них производятся исключительно за рубежом, поскольку в России либо нет предприятий, выпускающих эту продукцию, либо они выпускают её в недостаточных объёмах, либо по каким-то причинам она не подходит. В любом случае всё это приходилось завозить из-за рубежа.
Когда в отношении России были приняты многочисленные санкции, цепочки поставок оказались попросту разорваны. Поставщики из-за опасений попасть под штрафные санкции разорвали контракты и остановили все поставки, что и привело к мгновенной остановке предприятий. Именно поэтому на фоне ухода зарубежных брендов российские производители не смогли не то что увеличить выпуск автомобилей, но даже поддерживать его на предыдущем уровне. Обновлённый «Москвич», а точнее, немного переделанный «китаец», тоже был придуман от безысходности, чтобы хоть как-то заполнить рынок. Как бы то ни было, но АвтоВАЗ не стал ждать у моря погоды и начал работу в направлении импортозамещения, то есть над заменой импортных узлов, деталей и компонентов на отечественные аналоги. Результатом же стала новая Lada Iskra.
Работа над ошибками
Работу АвтоВАЗа с момента распада Советского Союза (а то и раньше) можно назвать одним сплошным преодолением кризиса. Сначала предприятие пыталось хоть как-то выжить, а потом хоть как-то работать в условиях довольно низкой покупательской способности. В итоге немалую часть деталей и комплектующих приходилось покупать за рубежом, а не производить самостоятельно или покупать у российских компаний из-за недостаточно развитого промышленного сектора. Проведение подобной политики дало печальные результаты, и сейчас пришлось срочно навёрстывать упущенное.
В 2024 году АвтоВАЗ наконец-то представил свой новый автомобиль – Lada Iskra. Его появление анонсировали ещё некоторое время назад, поэтому все ждали этого события, а некоторые даже надеялись на чудо, ожидая увидеть нечто удивительное и сногсшибательное. Правда, чуда не произошло, поскольку АвтоВАЗ совсем не собирался выпускать сногсшибательный современный автомобиль с бесконечным количеством опций и по цене «Лады Гранты». Цель у производителя была совершенно другой.
На российском рынке сейчас катастрофически не хватает отечественных автомобилей, поэтому АвтоВАЗ собирался выпустить что-нибудь простое, массовое и доступное, что может приобрести если и не каждый желающий, то большинство. Покупательская способность сейчас оставляет желать лучшего, а цены на машины растут день ото дня, даже некогда дешёвые «китайцы» стали довольно дорогими. На этом фоне новый отечественный автомобиль по приемлемой цене может стать настоящим спасением даже в самой простой комплектации.
Lada Iskra
Проект этот родился не сегодня и не вчера, работа над ним началась около пяти лет назад, ещё до того, как всё стало совсем плохо. Изначально в его разработке принимали участие французские специалисты из «Рено», а когда после известных событий компания покинула Россию, работа над проектом продолжалась силами вазовских инженеров и конструкторов. Правда, вторая половина оказалась гораздо сложнее первой, поскольку автомобиль пришлось переделывать едва ли не с нуля.
Европейский рынок оказался фактически закрыт для АвтоВАЗа, и компании оттуда перестали делать поставки, поэтому пришлось срочно переключаться на других производителей. В итоге произошло полное замещение западных запчастей и агрегатов. Когда это было возможно, использовалась отечественная продукция, поскольку так можно было упростить логистику и снизить объём переплат. Если же отечественные аналоги отсутствовали, в ход шли китайские и иранские запчасти. Таким образом заменили около 75% всех деталей и компонентов.
Внешний вид «Искры» получился интересным, хоть оригинальным назвать его не получается. Скорее, это некий собирательный образ из многочисленных моделей. Тем не менее для бюджетного сегмента получилось очень достойно. «Бюджетного», потому что Lada Iskra в соответствии с замыслом производителя будет выпущена в большом количестве, а цена её, по предварительным данным, должна составить от 1-1,2 миллиона рублей за базовую комплектацию.
Основой для «Искры» стала платформа CMF-B-LS, на основе которой был построен Renault Logan 3, вот только её пришлось основательно урезать. Изначально эта платформа включала в себя большое количество электронных компонентов и оснащалась весьма полезными ассистентами, но от них пришлось безжалостно избавиться. Во-первых, компоненты для них труднодоступны из-за санкций, а во-вторых, эти системы сами по себе дорогостоящие и сильно подняли бы цену готового автомобиля. Немалая часть компонентов досталась по наследству от «Весты» и «Гранты», например, элементы салона, коробка передач и двигатель.
На новую «Ладу Искру» собираются монтировать два двигателя и три коробки передач: бензиновые моторы объёмом 1,6 и 1,8 литра мощностью 90 и 106 лошадиных сил, пятиступенчатую и шестиступенчатую механику, а также вариатор. Большая часть логановских опций по известным причинам в «Искре» будет недоступна, но новому владельцу всё-таки предложат в базовой комплектации систему контроля устойчивости, антиблокировочную систему и две подушки безопасности. За дополнительную плату в топовой комплектации можно будет получить задний и передний парктроники, ещё две подушки безопасности, круиз-контроль с ограничением скорости и климат-контроль. Также в «Ладе Искра» добавилось несколько новшеств. К примеру, добавили новые настройки кресла, а руль получил регулировку по высоте и вылету, что позволяет комфортно разместиться на водительском месте даже рослому водителю. Сзади места тоже прибавилось, и ноги пассажиров не упираются в спинку. Как обещает производитель, во время модернизации установят цифровую приборную панель и тачскрин медиасистемы. АвтоВАЗ впервые продемонстрировал свою новую модель, причём это пока что не окончательный вариант. Именно по этой причине интерьер может измениться в серийном варианте.
Несмотря на довольно тяжелое положение, АвтоВАЗ постоянно работает над совершенствованием модельного ряда, а одно из направлений – электрическая Lada e-Largus.