Вопрос о том, может ли машина летать, давно уже не актуален. На текущий момент существует много жизнеспособных разработок, поэтому интересоваться следует тем, когда это будет сделано. Некоторые производители столь рьяно взялись за дело, что к настоящему дню смогли продемонстрировать большой прогресс. К примеру, китайская компания HT Aero провела лётные испытания своей разработки XPeng X2.
Высокотехнологичная мода
Переход к использованию электрической тяги вместо двигателей внутреннего сгорания открыл новое направление в развитии транспорта. Если раньше летающие персональные транспортные средства были огромной экзотикой, то теперь подобные проекты стали появляются едва ли не каждый день. Большая часть из них оказалась концептами без единого шанса на воплощение в реальность, но встречаются и настоящие находки. Одна из них – беспилотный eVTOL XPeng X2.
Его разработкой занимается HT Aero, технологическое подразделение компании XPeng, созданное её владельцем специально для разработки летательного аппарата с вертикальным взлётом и посадкой. По мнению специалистов, именно eVTOL является наиболее перспективным транспортным средством. Его главное преимущество – возможность взлетать и садиться практически в любом месте, где есть ровная площадка, сравнимая по размеру с его габаритами. Ему не нужна взлётно-посадочная полоса, а стартовой площадкой может стать любой газон, крыша или подъездная дорога.
По всей видимости, компания HT Aero видит свой летательный аппарат в качестве персонального транспорта. Вполне вероятно, его можно будет использовать и для работы в такси. По крайней мере, он обладает всем необходимым для этого функционалом. Пока что ниша пассажирских беспилотников пустует. Ввиду серьёзных технических ограничений, на текущий момент ни одной компании не удалось разработать действительно массовый летательный аппарат, но претендентов на эту роль немало. Тот, кто успеет первым, оставит далеко позади собственных конкурентов.
eVTOL XPeng X2
10 октября 2022 года производитель провёл демонстрацию собственных достижений в Дубае, устроив пробный полёт. Мероприятие прошло более чем успешно: XPeng X2 самостоятельно без пилота поднялся в воздух, полетал над полем и приземлился в отведённом для него месте. Как заявили представители компании, летательный аппарат уже испытывали, но с человеком на борту. Тогда в качестве пилота выступал непосредственно владелец.
Немалая часть пользователей интернета, впервые воочию наблюдавших X2, были несколько разочарованы. Поскольку производитель говорил о летающей машине, все они ожидали увидеть нечто с колёсами и привычной обтекаемой формы. Поэтому eVTOL их слегка разочаровал – на обычный автомобиль он нисколько не был похож, хоть на самом деле и не должен. Разработчики выбрали идеальную форму и конструкцию, наиболее подходящую для реализации поставленных целей.
В основе его лежит прочная пространственная рама, на которую поставили кузов из углеволоконного композита. Конструкцию постарались сделать как можно легче, чтобы снизить нагрузку на силовую установку. Отдельное внимание инженеры уделили безопасности. Батарею разделили на восемь частей и распределили по объёму беспилотника, снизив таким образом риски от её повреждения и обеспечив лучшую балансировку.
В движение XPeng X2 приводится при помощи восьми электромоторов, вращающих сдвоенные соосные пропеллеры. В аварийной ситуации при выходе из строя одного-двух из них остальные смогут взять на себя повышенную нагрузку и посадить летательный аппарат.
XPeng X2 рассчитан на двух пассажиров, а функции пилота выполняет автоматика. Бортовой компьютер с интегрированной системой навигации может самостоятельно проложить оптимальный маршрут и долететь до места назначения. Своё ближайшее окружение беспилотник «видит» при помощи внешних камер и радаров, благодаря чему может избегать столкновений во время полёта и без проблем осуществлять посадку. При снаряжённом весе беспилотника 360 килограмм его максимальный взлётный вес составляет 560 килограмм. Согласно полученной от компании информации, при крейсерской скорости 130 км/ч его батарей хватит на 35 минут полёта.
Будущее не за горами
Как рассказал глава компании, работа над летающей машиной до сих пор идут полным ходом. Окончательные технические характеристики производитель сможет предоставить лишь в 2023 году, а в 2024 начнётся мелкосерийное производство. Текущая модель X2 является пятым поколением летательного аппарата. С момента основания HT Aero была проведена огромная работа, и в скором времени готовый продукт попадёт в руки потребителя. Правда, это совсем не значит, что работы над ним будут прекращены. Технологии не стоят на месте, поэтому вполне можно ожидать появления новых более совершенных версий беспилотника.
По признанию владельца HT Aero, развитие отрасли сильно тормозит текущее состояние законодательства и полное отсутствие требуемой инфраструктуры. По большому счёту, современные китайские законы рассматривают XPeng X2, как большой квадрокоптер, поэтому управление непосредственно полётами и полётными зонами возложено на соответствующие государственные службы. Ни о каком свободном перемещении речи не идёт, законов для управления полётами тоже пока не существует. Между тем в прошлом году в китайской провинции Хунань была запущена пилотная программа, разрешающая полёты на малой высоте. Её главная цель – сбор информации для формирования будущего законодательства и создания всей необходимой инфраструктуры.
Пока солидные компании разрабатывают серьёзные летательные аппараты, на рынок давно вышел скутер Jetson One, компактная игрушка для любителей острых ощущений.