Всегда ли водитель пользуется машиной? Разумеется, нет. Одни не рискуют выезжать в слишком суровую зиму, других заставляют отказаться от поездок обстоятельства. В любом случае автомобиль долгое время остаётся без движения, и остаётся лишь уповать на то, что владелец позаботился о его консервации по всем правилам. В противном случае водителя будут ждать несколько больших сюрпризов, особенно если стоянка была очень длинной.
Кондиционер
Одно из последствий длительного простоя – утечка хладагента. Для его утечки не нужна поломка, во время эксплуатации он понемногу выходит из системы сам по себе, поэтому кондиционер и нуждается в постоянном обслуживании. За время долгого стояния объём фреона может сильно убавиться, что обязательно скажется на качестве работы. После долгого перерыва стоит обратить внимание на температуру воздуха: если кондиционер охлаждает недостаточно сильно или вообще этого не делает, пора отправляться в сервис.
Резиновые расходники
Любая резина имеет свой срок эксплуатации, после истечения которого изготовленную из неё деталь использовать небезопасно. Патрубки, сальники, ремни и шланги исключением не являются. Конечно, во время вынужденного бездействия они не подвергаются нагрузкам, но резина при этом теряет влагу, высыхает и трескается. Несложно предсказать, что именно произойдёт, когда потерявший гибкость тормозной шланг выйдет из строя. Это один из первых моментов, на которые необходимо обращать внимание.
Шины
Несмотря на высокую износостойкость и прочность, здесь тоже резина подвержена старению. Конечно, в предлагающемся к шинам паспорте указана гарантия производителя, но она касается только периода активного использования. После полугодового стояния на месте ранее пластичный материал теряет свои качества и в нём начинаются необратимые изменения. Резина перестаёт быть гибкой, а колёса деформируются. В какой-то момент ездить на них становится просто опасно.
Тормозные колодки и диски
С тормозными колодками всё немного проще, они не настолько хрупкие. Три года без движения им вряд ли повредят, а после более длительного простоя их всё-таки потребуется осмотреть. С тормозными дисками всё немного сложнее. От высокой влажности они ржавеют, и чем больше машина простоит в таких условиях, тем хуже будет их состояние. Ржавчина разрастается вглубь металла и ухудшает работу дисков. Проверка их состояния и, если понадобиться, чистка – обязательны.
Аккумулятор
Хуже всего приходится аккумулятору, поскольку у него очень специфические условия эксплуатации. Каждая батарея обладает не очень хорошим качеством, саморазрядом, поэтому она постепенно теряет заряд, а в холоде этот процесс ещё больше усугубляется. Разряженный аккумулятор придётся просто выбросить. Единственный разумный выход из положения – отключить его и забрать в более подходящие условия. Периодический контроль заряда и подзарядка помогут продлить ему жизнь.
Антифриз
Он состоит из нескольких компонентом и без использования не может находиться в радиаторе слишком долго. В конечном итоге его химический состав меняется, и антифриз теряет свои качества. Лишь некоторые марки не подвержены влиянию времени, остальные после такого не смогут выполнять свои функции. Зимой жидкость начнёт замерзать, а система охлаждения изнутри покроется окислами.
Бензобак
Следует понимать, что бензобак – это большая ёмкость и ведёт себя в холодном воздухе соответственно. Перепады температур неизбежно вызывают конденсацию влаги на внутренней поверхности. Если бензобак пустой, от стекающей вниз влаги он может проржаветь. С полупустым немного проще, но в смешанном с водой топливе тоже хорошего ничего нет.
Бензин
Если немного углубиться в химию, можно узнать много интересного. Например, бензин является органическим растворителем со сложным составом, поэтому у него тоже есть срок годности. Он испаряется и окисляется, в нём распадаются введённые в состав присадки. Вообще срок хранения бензина, в зависимости от условий и тары, составляет от 1 до 5 лет, другое бело – бензобак. Уже через полгода состав топлива начнёт меняться, качество ухудшится, а его октановое число упадёт. Попытки завести на нём двигатель могут привести к разным эффектам, например, к детонации и к несинхронной работе цилиндров.
Мотор
Двигатель автомобиля – очень сложный агрегат, который рассчитан на частую работу. Бездействие ничем хорошим для него не заканчивается: масло из всех его узлов стекает вниз, от влажности появляется ржавчина, начинают менять свои свойства прокладки и уплотнители. Запуск двигателя, который простоял без дела долгое время, может закончится его поломкой.
Тормозная жидкость и масло
Моторное масло тоже не вечное. При этом не следует ориентироваться на срок годности, указанный на упаковке, к тому маслу, что залито в двигатель, он не имеет никакого отношения. За год, проведённый в гараже, оно расслоится на фракции, потеряет свои качества, и его «смазывающий эффект» станет недостаточным. С тормозной жидкостью ситуация немного иная. Она гигроскопична и активно поглощает влагу из окружающей среды. Как только жидкость нагреется достаточно сильно, влага испарится с образованием пузырьков газа, что для тормозной системы не очень хорошо.
В том случае, когда приходится надолго оставлять машину, делать это нужно только в гараже, уделив много внимания процедуре консервации. Это позволит решить большую часть проблем и избавить себя от неприятностей в будущем.
Капризы погоды, особенно зимой, могут стать причиной серьёзной аварии, в том числе и с участием огромного количества машин.