Сейчас редко можно найти автомобиль, который хоть в одной комплектации не оснащается автоматической коробкой передач. АКПП сильно облегчает жизнь водителя, особенно неопытного, и является одним из лучших помощников во время частых ежедневных поездок. Правда, во время её эксплуатации необходимо учитывать несколько важных нюансов, особенно если не заниматься ремонтом коробки.
Никакого кофе в подстаканнике
Центральный тоннель – просто идеальное место для бутылки с водой или стаканчика с кофе. Целый ряд производителей именно там и размещают подстаканник, чтобы у водителя всё было под рукой и не надо было далеко тянуть руку. Вот только подобные удобства могут больно ударить по карману, если подстаканник окажется негерметичным или же сам водитель случайно прольёт напиток в районе селектора. Автоматическая коробка передач категорически не любит жидкость в любом виде, поэтому от пролива до поломки путь очень короткий. Прецеденты уже были, к примеру, с BMW X7, когда влага из негерметичного подстаканника просачивалась по проводам, а коробку приходилось ремонтировать. Причём за свой счёт.
Не тянуть, не толкать
У механической и автоматической коробок передач есть несколько важных конструктивных отличий. В механической, если буксировать автомобиль на нейтральной передаче, задействуется единственная шестерня, в то время как в автоматической механизм работает целиком. Проблема же заключается в том, что масляный насос начинает работать исключительно после старта двигателя, коробка передач остаётся без смазки и неизменно начинает греться. Можно ли буксировать автомобиль, с какой скоростью и на какое расстояние, зависит от модели и указывается в документации. С некоторыми этого делать нельзя совсем.
Если автомобилю с автоматической коробкой приходится выступать в качестве буксира, ситуация несколько лучше, но производители всё-таки не рекомендуют этого делать. В крайнем случае «прицеп» не должен быть тяжелее буксира, не следует превышать скорость свыше 30 км/ч, коробку лучше переключить в положение 2 или 3, а сцепку сделать жесткой.
Ручник – наше всё
Целый ряд водителей предпочитают пользоваться не парковочным тормозом, а режимом паркинга автоматической коробки передач. Это актуально, если автомобиль стоит на ровном месте без уклона и не стремится куда-нибудь уехать сам по себе. Если машину оставлять на стоянке под уклоном, на блокировочный механизм приходится слишком большая нагрузка. Сам механизм не предназначен для того, чтобы выдерживать подобное усилие, фиксатор изнашивается гораздо быстрее, а его проскальзывание неизбежно вызовет более серьёзную поломку. Ещё один способ нажить себе проблем – переходить в режим парковки до того, как машина полностью остановится. Механизм для этого попросту не предназначен, его единственная функция – не дать автомобилю скатиться по склону, а не тормозить. Стопор опускается в паз зубчатого кольца, и при достаточно большом усилии он легко сломается, поскольку не обладает слишком уж большой прочностью.
Регулярная чистка
Более дорогие автомобили оснащаются усовершенствованной системой охлаждения для автоматической трансмиссии с собственным радиатором. Радиатор этот нуждается в чистке точно так же, как и всё остальное. Без этой простой процедуры, выполняемой примерно один раз в три года, коробке передач будет грозить перегрев.
Обязательно греть
Для автоматической трансмиссии наличие смазки – жизненно важный вопрос, но в холодное время года, особенно при сильных морозах, ситуация сильно осложняется. Жидкость ATF в коробке передач изменяет свои свойства при понижении температуры, что необходимо обязательно учитывать. После долгого простоя трансмиссии следует дать время прогреться, жидкость разойдётся по коробке и предотвратит перегрев и излишний износ.
Машина – не вездеход
Вот уж чего не любит автомат, так это плохой дороги и сугробов. Когда автомобиль длительное время стоял в снегу, его выезд на дорогу превращается в настоящее приключение. Жидкость ATF должна для начала заполнить турботрансформатор (педаль тормоза плюс переход в режим R в течение нескольких минут), и только после этого можно будет попытаться выехать из снежного заноса. Также не следует выезжать на плохую дорогу, если нет абсолютной уверенности, что оттуда можно будет нормально выехать. Долгое буксование и раскачка, когда машина завязла в грязи или снегу, это самый простой способ убить автоматическую коробку передач. В случаях, когда конкретная АКПП имеет «родовые» проблемы с охлаждением, следует внимательно выбирать дорогу и место для парковки.
Переключаться и тормозить правильно
Для тех водителей, которые обучались на механической коробке передач, к автомату придётся привыкать заново. Торможение при помощи КП может быть крайне полезным, но потребуется знать особенности конкретного автомата, чтобы ненароком его не сжечь. Также во избежание повышенного износа следует вообще забыть о нейтрали, фактически она используется исключительно для буксировки, и совсем уж ни к чему переходить в режим N на каждом светофоре. То же относится к режиму заднего хода, перед переключением в режим R машина должна полностью остановиться, поскольку резкая смена направления коробки с большой вероятностью приведёт к поломке.
Никакого спорта
Рядовая АКПП не предназначена для спортивных развлечений, ей вообще противопоказаны резкие нагрузки и грубый переход из состояния покоя к высоким оборотам. Автомат имеет достаточно деликатное устройство и не терпит стрессовых нагрузок: подобный режим резко повышает трение и мгновенно увеличивает нагрузку на все компоненты коробки. Какое-то время она выдержит подобное издевательство, но оно не будет долгим.
Не экономить на спуске
Целый ряд водителей на машинах с механикой в попытке сэкономить топливо включают нейтральную передачу во время долгого спуска. С автоматической коробкой, у которой на нейтрали отключается смазка, подобная стратегия приведёт лишь к глобальной поломке.
Несмотря на все сложности в эксплуатации автоматической коробки передач, её жизнь можно продлить, если следовать нескольким простым советам.