Капитальный ремонт, а то и вовсе замена двигателя – одна из самых больших статей расходов. Ресурс двигателя рано или поздно подходит к концу, а недобросовестные продавцы так и норовят скрыть его плачевное состояние. Самый надёжный способ избежать покупки машины с почти аварийным мотором – это отвезти её в автосервис, но и без этого можно «на глаз» определить наличие проблемы.
Зачем это нужно
Срок службы двигателя внутреннего сгорания не является чем-то постоянным и незыблемым, а зависит он всего от двух факторов: от производителя и от водителя. Первый может построить отличный агрегат, который сможет выдержать продолжительные нагрузки, перепады температур и даже некачественное топливо. В итоге полученный мотор сможет проработать очень долго и намного превысит свой ресурс. Самое же смешное, что купивший машину водитель не оценит такой подарок и за 100 тысяч километров превратит мотор в полную развалину.
Зимой он будет пытаться преодолеть все встречаемые на пути сугробы, летом обязательно поедет в самую грязь на рыбалку, будет гонять наперегонки и игнорировать регулярное техобслуживание, а вишенкой на торте станет парочка неприятных аварий. После всего этого автомобиль попадёт к перекупщику, и тот будет продавать его под видом «почти нового». Конечно, подобный автомобиль несложно определить, если показать его хорошему механику, а если по какой-то причине это неудобно, то вполне хватит и собственных сил. Стоит лишь обратить внимание на несколько бросающихся в глаза нюансов.
1. Посмотреть
Самым вопиющим свидетельством наличия каких-то проблем с двигателем являются потёки смазки. Пропустить такое вряд ли получится, они явственно видны на корпусе двигателя, особенно на фоне накопившейся пыли. Правда, недобросовестные продавцы под видом предпродажной подготовки тщательно его моют и избавляются от всех изобличающих следов, но не везде. Потёки могут остаться на задней части мотора, поэтому стоит взять с собой фонарик и небольшое зеркало, чтобы заглянуть, куда не надо, и найти, чего не следовало. Хоть и не обязательно, но наличие следов смазки может красноречиво говорить о наличии серьёзных технических проблем с двигателем.
2. Послушать
Как и любая другая техника, двигатель внутреннего сгорания во время запуска и во время работы издаёт свойственный только ему звук. Причём только неспециалисты могут думать, что он рычит, свистит, скрипит и лязгает. На самом деле по звуку можно многое узнать о его работе и даже предположить наличие возможных проблем. Причём каждая проблема звучит по-своему, в определённое время и из конкретного места в двигателе. Конечно, примерную диагностику по звуку сможет сделать только хороший специалист, для этого нужен соответствующий опыт и солидный багаж знаний, но и обычный человек сможет определить посторонние звуки. Обычно это лязг стальных деталей, скрипы или металлический стук. Их отчётливо слышно во время работы, а причин появления посторонних звуков может быть очень много, например, могут стучать гидрокомпенсаторы, лязгать поршни из-за слишком большого зазора между ними и цилиндрами, звенеть цепь ГРМ из-за поломки гидронатяжителя.
Увеличить пользу от подобного «прослушивания» можно, если загодя услышать работу исправного мотора. Благо сейчас блогеры выкладывают много видеоматериала, и среди всего этого наверняка можно будет найти подходящий. К тому же здесь есть один нюанс: посторонние звуки могут проявляться во время нажатия на педаль газа.
3. Посмотреть на выхлоп
Слишком большой расход масла встречается довольно часто и не даёт покоя множеству водителей. Хоть на первый взгляд так и не кажется, но масложор, который уже сам по себе является большой проблемой, может стать причиной и более серьёзных неприятностей. Отходы сгорания масла будут забивать сажевый фильтр и катализатор, мощность мотора постепенно будет падать, а дизельный двигатель может загореться.
Определить наличие слишком большого расхода масла можно, просто прикоснувшись к выхлопной трубе. С такой проблемой на неё оседает сажа, её видно даже невооружённым взглядом. Без масложора внутри трубы будет только ржавчина и пыль. Ещё одним признаком может быть наличие на конце выхлопной трубы маслянистого налёта. Также в качестве теста можно использовать резкое увеличение оборотов двигателя, после которого из выхлопной трубы вылетает целое облако сизого дыма.
4. Внутренняя поверхность двигателя и масло.
Конечно, проверить состояние внутренних частей двигателя не так уж и просто, обычно для этого требуется разборка двигателя, но можно обойтись и без столь трудоёмкой процедуры. Для этого всего лишь потребуется снять пробку, закрывающую горловину для масла. Внутренняя поверхность пробки может о многом рассказать. Наличие закоксовавшихся отложений – очень плохой признак, не менее говорящими являются и наличие масляных сгустков. Если мотор работает долго и напряжённо, внутренняя поверхность будет иметь коричневый оттенок. Некоторые продавцы, предвидя такую проверку, снимают и вытирают крышку заранее, а совсем ушлые меняют масло в двигателе. Поэтому стоит посмотреть на состояние двигателя через горловину при помощи фонарика, а если масло новое, то это отличный повод насторожиться.
Двигатель – не единственное слабое место автомобиля, и когда подобных слабостей становится слишком много, лучше такую машину обходить стороной.