Дорогие, роскошные и высокотехнологичные суперъяхты за последнее десятилетие превратились в едва ли не самое модное развлечение для очень богатых людей. Впрочем, даже на фоне этих яхт некоторые экземпляры кажутся особенно выдающимися. К примеру, суперъяхта Nord на момент своей постройки была одной из крупнейших в мире и надолго останется в лидерах по многим пунктам.
Мега-кораблик
История появления суперъяхты Nord неизвестна, а её владельцем является российский мультимиллиардер Алексей Мордашов, основной акционер «Северстали». Усилиями немецких и итальянских специалистов яхта превратилась в настоящий шедевр технического искусства. В ней удалось объединить настоящую роскошь, стиль и инновационные технологии. Над многочисленными дизайнерскими решениями трудились специалисты из известного итальянского ателье Nuvolari Lenard, а строилась она на верфи немецкой судостроительной компании Lurssen Yachts.
Ателье Nuvolari Lenard пользуется большой популярностью в своей области. Компания была основана ещё в 1998 году и занимается созданием архитектурных и дизайнерских проектов. Её специалисты прославились благодаря своему участию в разработке роскошных яхт, в том числе и очень больших, частных самолётов и поместий. Все проекты, к созданию которых приложила руку компания, отличаются особенной изысканностью и стилем. Одна из работ ателье – яхта Palmer Johnson Lady M. К слову, она тоже была изготовлена для Алексея Мордашова.
Любопытно, что суперъяхта Nord была построена по индивидуальному проекту, а не является одной из многих копий, как это бывает чаще всего. Это по-настоящему большое судно с такой же непомерно большой ценой, поэтому не имело никакого смысла делать её «такой как все». По словам некоторых специалистов, эта яхта по-своему уникальна и является знаковой для всей отрасли благодаря целому ряду воплощённых в ней решений, и дизайнерских, и технических. Она не подвержена старению и ещё очень долгое время будет актуальной.
Своему владельцу она обошлась в баснословную сумму – около 500 миллионов долларов. И в обозримом будущем её цена вряд ли уменьшится, несмотря на общую тенденцию практически всей техники устаревать почти сразу же после создания. К слову, эксплуатация большой игрушки тоже влетает в копеечку. Владельцу приходится тратить немалые средства на топливо, содержание экипажа и его зарплату, а также техническое обслуживание. По некоторым расчётам, ежегодно на её эксплуатацию тратится около 50 миллионов долларов.
Так что же внутри
Вот на этот вопрос ответить очень сложно. Несмотря на большую шумиху, поднявшуюся вокруг суперъяхты Nord, о технических деталях и оснащении известно очень мало, по большей части, только общие сведения. Компания Lurssen Yachts, занимавшаяся её созданием, специализируется на разработке и строительстве яхт класса люкс самых разных размеров. Её яхты славятся своей роскошью и чрезвычайно большой сложностью. Традиционно, в создании «Норда» были использованы высококачественные материалы, включая и сверхсовременные. Этот производитель не останавливается на классических схемах работы, он активно внедряет современные технологии и последние разработки в материаловедении, отсюда и чрезвычайно высокая цена.
Длина яхты Nord составляет 142 метра, а водоизмещение – 10 154 тонны, её и яхтой назвать сложно, по своей сути это полноценное пассажирское судно с шестью палубами. Пять из них выделены для размещения пассажиров и организации их досуга, а шестая является технической. Всего на борту оборудовано 20 кают различной вместимости, а разместиться в них могут 36 гостей. Экипаж «Норда» составляет около 50 человек, включая и обслуживающий персонал.
На борту яхты имеется всё, чтобы гости чувствовали себя как дома, вернее, как в пятизвёздочном отеле со всеми мыслимыми удобствами. Для перемещения между палубами имеются два лифта, оборудована огромная кают-компания, собственный тренажёрный зал для желающих поддерживать себя в подобающей форме, кинотеатр для вечернего досуга и просторная открытая площадка с большим бассейном на корме. Также имеется отдельная терраса с джакузи, площадка для дайвинга и спа-салон.
Для тех, кто не собирается просто так сидеть на месте и ведёт активный образ жизни, на борту имеется настоящий технопарк. В носовой части имеется ангар с вертолётом и вертолётная площадка. На техническом этаже выделено место для ещё одного ангара, и в нём стоит очень много техники: один большой прогулочный катер и ещё один поменьше, плавучая погрузочная платформа с внедорожником Toyota Land Cruiser, несколько квадроциклов, катер на воздушной подушке и подводная лодка.
Яхту Nord спустили на воду в 2021 году, и до лета 2022 года на нём развивался флаг Каймановых островов, который потом сменился на российский. Дальнейшую же судьбу судна простой назвать сложно. После того как Алексея Мордашова внесли в западный санкционный список, её могли конфисковать в первом же порту в любой из недружественных стран. Вероятно, с этим и было связано его «исчезновение с экранов»: осенью 2022 года на «Норде» отключили транспондер, и долгое время никто не мог сказать, где он находится и что с ним случилось.
В свете последних достижений техники владеть суперъяхтой становится немодно, теперь растёт спрос на прогулочные подводные лодки.