Каршеринг пользуется большой популярностью у тех, кто ценит возможность всегда иметь под рукой транспортное средство, но при этом не заниматься его содержанием и обслуживанием. Сейчас этот сервис распространен во многих странах, для него создана высокотехнологичная инфраструктура на базе парка легкового транспорта, IT-технологий и современных достижений связи. Между тем, когда каршеринг только появился в 1970-х годах, он произвёл впечатление безумной, дорогой и бесполезной затеи.
Инновационная и бесполезная идея
Казалось бы, что может быть лучше транспорта, которым может воспользоваться любой желающий, если заплатит за это определённую сумму? Вместо того, чтобы ожидать общественный транспорт или идти пешком, человек мог бы воспользоваться арендованной машиной и быстро добраться до нужного места. Вероятно, именно так думал Люд Шиммельпеннинк, проживающий в Нидерландах промышленный дизайнер, инженер и политик.
Такие мысли привели его к созданию масштабного проекта Witkar, призванного раз и навсегда решить проблему общественного транспорта. Идея состояла в использовании небольших электрических машин, которые можно было взять в аренду на специальных станциях и доехать на них до следующей на маршруте. Свой проект Люд Шиммельпеннинк предложил городским властям, но те явно не впечатлились и отказали в поддержке. Тогда изобретатель решил всё сделать сам.
Он влез в огромные долги, но подготовил несколько станций Witkar в Амстердаме. Они появились на улицах в 1974 году. Каждую из них он оснастил несколькими машинами, всего в общей сумме получилось 30 электрокаров, рассчитанный на два человека. Чтобы они могли подзарядить батареи, он провёл к каждой станции электричество. Человеку, желающему отправиться в поездку, требовалось всего лишь оплатить аренду, воспользовавшись магнитным ключом и набрав на пульте нужный номер. После этого необходимая сумма списывалась с банковского счёта.
Электрокар фактически представлял тележку с прозрачной кабиной. В то время аккумуляторы не могли похвастать большой ёмкостью, поэтому на длинную поездку их не хватало. На крыше электромобиля была контактная площадка, при помощи которой батареи подзаряжались, когда машина стояла на станции. Идея была хорошая, но реализация опередила своё время на десятилетия.
Изобретателю пришлось столкнуться с несколькими большими проблемами. Первая их часть касалась непосредственно технических возможностей. Из-за малой ёмкости батарей и слишком большого времени подзарядки машин не хватало. Вторая была организационной – на одних станциях машин было слишком мало, а на других они простаивали. В итоге эксперимент продлился до 1986 года, так и не получив в итоге признания.
Каршеринг пользуется большой популярностью среди водителей, но далеко не все из них ведут себя подобающим образом. Потому отношения между каршерингом и ДПС несколько натянутые.