После окончания Второй мировой войны советское правительство, наконец, обратило своё внимание на автомобильные гонки. Если раньше к ним относились как к совершенно неуместному развлечению, то теперь от их пользы руководство не могло отмахиваться. Автопроизводитель, чьи машины участвовали в гонках, получал отличную рекламу, а потребность в твёрдой валюте была очень большой.
Первые попытки и достижения
Советская история гонок началась в 1956 году с принятия в Международную автомобильную федерацию. Для Советского Союза это открывало дорогу к соревнованиям на международном уровне, а впервые СССР принял участие в гонках в 1958 году. Три автомобиля «Москвич-407» отправились в Финляндию на ралли «1000 озёр». По-видимому, машины к ралли никак не готовили, а в вышедшей потом в журнале «За рулём» статье даже не упоминается, что команда заняла третье призовое место.
До 1966 года советская команда успела принять участие в гонках, состоявшихся в разных уголках мира, включая Бельгию, Швецию, Австрию и Германию. К первым местам команда не рвалась, поскольку соревноваться с зарубежными экипажами на более современных автомобилях было тяжело, но постепенно набиралась опыта. К тому же реклама «Москвича» получилась просто отличная: 407 модель начали экспортировать в Англию, Францию, Бельгию и скандинавские страны. Разумеется, в автомобиле привлекала, прежде всего, крайне низкая цена по сравнению с зарубежными машинами, но его надёжность удалось продемонстрировать именно в гонках.
Новый 408-й «Москвич» вышел на трассу в 1966 году. Он смог закрепить славу выносливого автомобиля, способного доехать до финиша. Даже британский дилер подготовил «Москвич» для участия в ралли «Сафари», проводимого в 1975 году.
1970 год ознаменовался проведением масштабного ралли, маршрут которого пролегал по территории 26 стран. Автомобили «Москвич-412» в классе машин с двигателем до 1,6 литра заняли в общем зачёте со второго по четвёртое места, а в командном – третье. Особенно показательным было выступление на фоне более именитых и популярных автомобилей от Porsche, BMW, Ford и прочих производителей. К примеру, в 1971 году «Москвичи» хоть и пришли практически последними, но всё же добрались до финиша. В то время как BMW и Chevrolet Camaro все сошли с трассы. Вероятно, сказывалась ориентированность на советские дороги и заведомо высокую надёжность конструкции.
Участвовали «Москвичи» и в кольцевых гонках. Правда, нельзя сказать, что участие было совсем уж честным: отбор автомобилей в группы происходил на основе рыночной стоимости, поэтому дешёвые отечественные автомобили оказывались на одном уровне с малолитражками. С 1972 по 1974 год английские гонщики на «Москвичах» приходили к старту первыми.
«Жигули» на трассе
Некоторые качества «копейки» делали её подходящим кандидатом на роль гоночной машины. Она обладала лучшей, по сравнению с «Москвичом», управляемостью из-за более низкого центра тяжести, а из двигателя было легче выжать больше «лошадей». Первые машины на трассе появились ещё в 1971 году, а самые лучшие раллийные автомобили выпускались на Вильнюсской фабрике транспортных средств. Именно там сделали Lada 1600 Rally, основанную на ВАЗ-21011, а для участия в гонках в составе группы «В» в 1982 году создали Lada VFTS с двигателем 1,6 литра, разогнанным до 160 лошадиных сил при помощи двух карбюраторов. Именно на этом автомобиле немец Рудольф Штоль занял 12 место, а на ВАЗ-2103 в Греции занял 6 место Стасис Брундза.
Во второй половине 1980-х годов энтузиасты массово строили гоночные болиды, перейдя на ВАЗ-2108. Даже некоторые заводы разработали собственные проекты, такие как «Апельсин» и «Апельсин-2» от НАМИ. Большей части из них положил конец развал Советского Союза.
Не остались в стороне и грузовые автомобили. Производители в полной мере оценили возможности рекламы на проводимых гонках и приложили немало усилий для создания собственных грузовиков.
МАЗ наспех подготовил гоночный грузовик, а потом доработал его и даже обзавёлся своей командой. КАМАЗ, КрАЗ и другие производители с разной степенью успешности тоже пробовали свои силы в ралли и кольцевых гонках.
Энтузиасты подготовили к гонкам Moscow Classic Grand Prix Москвич-408, буквально дав ему вторую жизнь.