Двигатель – едва ли не самый загруженный узел в автомобиле. Он постоянно испытывает большие динамические нагрузки, работает под воздействием высоких температур и вибрации. Хоть двигатель изначально рассчитывается для эксплуатации в таких условиях, но и у него имеется определённый срок службы. Он постепенно изнашивается и требует капитального ремонта.
Быть или не быть капитальному ремонту
К сожалению любого автовладельца, капитальный ремонт двигателя необходим и делается не ради комфорта. Из-за большой нагрузки на детали двигателя, те постепенно теряют ресурс. Трущиеся части со временем изнашиваются, в металле появляются трещины, в соединениях возникает люфт, теряется герметичность. Всё это в комплексе не только снижает эксплуатационные характеристики автомобиля, но и может привести к поломке в самый неподходящий момент, к примеру, посреди оживлённого движения или где-нибудь в самой глуши.
Капитальный ремонт двигателей проводится с определённой периодичностью или по необходимости. В зависимости от марки автомобиля, потребность в ремонте появляется каждые 150-250 тысяч километров. Между тем, эта цифра может быть и гораздо скромнее, если двигатель «кормили» топливом или маслом низкого качества, а также использовали неподходящие фильтры. На износ также сильно влияет своевременное и качественное техническое обслуживание.
Если показания одометра приближаются к заветным цифрам, то не стоит ждать от своей машины неприятных сюрпризов. Самый лучший способ определить, необходим ли ДВС ремонт, – диагностика в автосервисе. Для диагностики используется ряд приборов, при помощи которых замеряются эксплуатационные характеристики, такие как компрессия или остаточный вакуум. Также определяется степень износа и наличие повреждений. В некоторых случаях водитель сам может определить необходимость в капремонте по поведению автомобиля и характерной работе. Наличие посторонних шумов и стуков в двигателе, увеличенный расход масла, упавшая мощность, нехарактерное поведение, – всё это причины показать машину автослесарю.
Капитальный ремонт
Если уж водитель решается на капитальный ремонт, то ему прямая дорога в сервисный центр. Учитывая сложность современных двигателей и особенности в конструкции агрегатов от разных производителей, уровень работ значительно превышает возможности (технические в том числе) любого частника-«самоделкина» или сомнительной мастерской. Напротив, в компании Механика специалисты выполняют все работы в заводских условиях, с наличием оборудования для диагностики и ремонта любой сложности. После подобного ремонта никогда не бывает неожиданностей, и можно рассчитывать на длительную и беспроблемную эксплуатацию двигателя.
Суть капитального ремонта состоит в приведении двигателя практически к изначальному виду и в восстановлении его ресурса. Для этого проводятся многочисленные работы.
Демонтаж двигателя. Без демонтажа и доступа к каждому элементу двигателя ремонтные работы проводить невозможно. Только так можно выполнить разборку, диагностику и восстановление всех его составных частей. Поэтому капремонт – достаточно длительный, трудоёмкий и дорогостоящий процесс.
Диагностика повреждений. Для начала определяют, какие детали требуют восстановления или замены. Сюда входит поиск трещин, измерение зазоров, определение геометрии деталей, подвергающихся трению, сравнение полученных размеров с заводской документацией. Чтобы обеспечить длительный срок эксплуатации, восстановлению или замене (если восстановление невозможно) подлежит каждая деталь, у которой отклонения в размерах или геометрии выше минимальных.
Ремонт головок блока цилиндров. Сюда входит удаление трещин, восстановление распределительного вала, а также толкателей и клапанов. Поверхности этих и других деталей узла восстанавливаются, если же износ слишком велик, деталь заменяется.
Ремонт блока цилиндров. Для его восстановления выполняется целый комплекс работ, такие как хонингование и замена старых гильз на новые. Также убираются все обнаруженные трещины, выполняется абразивная обработка и восстановление места установки коленчатого вала.
Коленвал. В большинстве случаев коленвал поддаётся реставрации, в противном случае, его заменяют.
После того, как ремонтные работы будут завершены, двигатель собирается и устанавливается на своё место. Чтобы новые детали притёрлись, двигатель на длительное время оставляют работать в холостом режиме. И только после окончания регулировки параметров двигателя ремонт можно считать успешно оконченным.