Одно время передвижные ларьки, созданные на основе автомобильных прицепов, пользовались большим спросом. Производством их занимался завод «Тонар», и на этом он заработал большую популярность. После смены профиля работы завод стал выпускать прицепную технику, а не так давно добавил ещё дно направление деятельности – производство карьерных самосвалов, у которых на тот момент не было отечественных аналогов.
Первые попытки
Инженеры машиностроительного завода «Тонар» начали работать в новом для себя направлении в 2013 году. На тот момент самым популярным карьерным самосвалом был Shaanxi SX5504 китайского производства. Его конструкцию тонаровские специалисты взяли за основу для собственного карьерника. Самосвальную платформу на заводе разработали собственную, полуовальной формы, грузоподъёмностью 25 кубических метров. Первое время использовали базу для самосвала от сторонних производителей. Её завозили в виде готовых комплектов и собирали уже на месте, вся конструкция держалась на мощной лонжеронной раме. Кабину сместили влево, полностью накрыв ею двигатель.
В качестве силовой установки на первых самосвалах Тонар-4525 использовались двигатели китайского производства – турбодизель Weichai WD 12.375. Он обеспечивал машину 375 лошадиными силами. Затем его заменили на российский двигатель ЯМЗ-650.10 с 412 лошадиными силами и с крутящим моментом 1900 Н*м. Двигатель работал совместно с 9-ступенчатой коробкой передач. Масса грузовика с полной загрузкой составляет 67 тонн, поэтому конструкторы постарались выжать из него максимум тяги. Для этого они увеличили передаточные числа ведущих мостов тележки до 12,87. Результат же был предсказуемым – максимальная скорость грузовика не превышает 41 км/ч. Для карьерного самосвала, не предназначенного для езды по дорогам общего назначения, этого вполне достаточно.
Новые разработки
Карьерные самосвалы стали хорошим подспорьем для совершенствования и отладки технологий производства. В итоге часть конструкции самосвала, включая и двигатель, стали собирать из отечественных деталей. Раму для него также стали изготавливать на заводе. Следующей модификацией уже имеющегося самосвала стал углевоз с увеличенным объёмом кузова.
За углевозом последовала достаточно новаторская для отечественных производителей разработка – самосвальный автопоезд. Грузоподъёмность при этом удалось увеличить до 116,7 тонн. При этом капотную компоновку силовой части подсмотрели у американского Kenworth, изменив конструкцию в соответствии с собственными потребностями. Автопоезду достался двигатель Cummins QSK19 с 600 лошадиными силами и 7-ступенчатая автоматическая коробка передач.
По подобию этого тягача в 2017 году создали обновлённую версию Тонар-45251. Первые два опытных образца изготовили в разной комплектации. Они различались силовой частью и конструктивными особенностями, такими как самосвальная платформа, рулевое управление и прочие. В 2108 году завод выпустил карьерный самосвал, рассчитанный на загрузку до 60 тонн. Он получил 540-сильный Cummins QSX15. При этом масса самого самосвала увеличилась ненамного.
Для работы в карьерах используют самосвалы с огромной грузоподъёмностью, которые могут посоперничать размерами с БелАЗом.