Автомобильная промышленность никогда не была самой сильной стороной Советского Союза. Тем не менее в стране создавалось огромное количество самых разных автомобилей, в том числе и специального характера. Речь сейчас идет вовсе не о тривиальных автобусах, троллейбусах и грузовиках. Речь идет даже не о какой-то «узкой» строительной технике или вездеходах, а о машинах, которые должны были обеспечивать граждан важными и необходимыми вещами (а также услугами) в тех местах, где их не было.
Специально для этого на базе уже существующих моделей грузовиков или автобусов создавались специальные транспортные средства. Например, существовали передвижные торговые точки, ремонтные мастерские (например, обувные), а также парикмахерские на колесах, в которых можно было привести в порядок прическу и усы.
Пик популярности «лавок на колесах» пришелся на 1960-е годы, когда у власти находился Никита Сергеевич Хрущев. Поговаривают, что первые передвижные «службы быта» появились именно с подачи Генерального секретаря. Есть мнение и о том, что идею машин такого рода Хрущев подсмотрел в США, во время одного из своих визитов.
Вообще, перечень предлагаемых услуг был крайне широк. Фотография, проявка пленки, ремонт одежды, даже шариковые ручки заправляли в передвижных службах быта. Само собой, далеко не все заказы граждан можно было оперативно сделать на месте. Самые сложные и проблемные из них забирали в конце для с собой и отвозили в обычные мастерские.
Более-менее широко известен случай 1982 года, когда в Черкассах из троллейбуса сделали настоящий вагон-ресторан. В транспортном средстве поставили полноценную кухню с термосами, холодильниками и печью. Правда, такой троллейбус уже никуда не ездил.
А еще можно посмотреть на ламповые фотографии времен СССР и узнать, как перевозили машины в советское время с места на место при помощи специальных тягачей.