За всё время своей работы существующие и давно закрывшиеся производители представили широкой публике несметное количество концептов. Причём концепт-кары 1970-1980 годов сильно отличались от современных. Дизайнеры и конструкторы шли на рискованные эксперименты, пытаясь использовать технологии, которые никто и никогда не видел. На получившиеся концепты, такие как Mazda MX-81 Aria, стоит посмотреть хотя бы раз в жизни.
Новинка
Оснащению современных автомобилей среднего ценового сегмента, не говоря уже о более дорогих и совершенных, мог бы позавидовать космический корабль из недалёкого прошлого. Каждая система управляется электроникой, электронные помощники следят за окружающей обстановкой и состоянием дороги, помогают вести машину в случае необходимости, активно «общаются» с информационными системами, отслеживают положение на карте, пробки, расположение ближайших заправок, и даже прокладывают маршрут вблизи них, если необходимо заправиться.
Между тем подобная техника – сравнительно недавнее изобретение. Сегодня экран медиасистемы и цифровая приборная панель стали обыденностью, но так было далеко не всегда. Одним из первых автомобилей, которые могли похвастаться наличием этих гаджетов, стал концепт Mazda MX-81 Aria. Впрочем, он выделялся и многими другими новшествами.
Необычные инновации
В 1981 году Mazda представила интересный концепт-кар MX-81 Aria, разработанный итальянским кузовным ателье Bertone. Поскольку тому предоставили полную свободу действий, дизайнеры и инженеры разошлись не на шутку и воплотили свои самые смелые мечты. Единственным условием, которое поставил производитель, было использование в качестве основы серийной модели Mazda 323.
В общих очертаниях концепта легко угадывается оригинал с его узнаваемой клиновидной формой. Конечно, кузов переделали. Ателье Bertone часто использовало клиновидную форму, например, при создании Volvo Tundra Concept.
Благодаря огромной площади остекления обзор оказался чрезвычайно хорошим, а в салоне было очень светло. Одной из отличительных черт стали большие задние фонари, они поднимались вверх едва ли не через весь кузов.
Внутри Mazda MX-81 Aria ещё интереснее, чем снаружи. Передние кресла поворачивались вокруг своей оси на 90 градусов, что сильно облегчало посадку.
Тем не менее самым необычным элементом было рулевое колесо. Чем руководствовались дизайнеры, неизвестно, но они решили от него просто избавиться.
Вместо стандартного руля установили гибкую полосу, закрепив её на роликах. Чтобы развернуть автомобиль, её нужно было крутить. Посредине установили большой цветной экран, разумеется, на электронно-лучевой трубке. На то время такое решение можно было считать инновационным.
Для управления всеми функциями, включая торможение и переключение передач, перед водителем размещался впечатляющий набор кнопок, а рядом с «рулевой колонкой» заняла место кассетная магнитола.
Не менее необычная деталь интерьера – бардачок. Он крепился на направляющих, поэтому передний пассажир мог выдвинуть его поближе к себе. Самое же интересное, что его объём был просто громадным, открывались у него передняя и верхняя крышки, а на внутренней стороне последней крепилось зеркало. Эдакая огромная косметичка.
В скором времени интерес к концепту сошёл на нет, и тот отправился на склад. Там он пылился десятилетиями, пока его судьбой не заинтересовался один из журналистов. После этого концепт извлекли из хранилища и переслали в итальянское ателье на реставрацию.
Концепт Mazda MX-81 Aria создавался в единственном экземпляре без всяких перспектив на серийное производство. Тем не менее некоторые его черты нашли воплощение в будущих моделях.
Одним из самых интересных концептов является Opel Twin, у которого можно было менять заднюю тележку.